Лекция И.П. Кужелевой-Саган

DSC_8855.jpg

В начале этого года проект «Междисциплинарный семинар при Ученом совете ТГУ» анонсировал цикл из 4-х семинаров «Знания об инфовойнах как условие информационно-коммуникативной безопасности», подготовленный кафедрой социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ.

21 февраля состоялся первый семинар цикла. Тему «Эволюция информационных войн» представила Ирина Кужелева-Саган, доктор философских наук, зав. кафедрой социальных коммуникаций ФП ТГУ, руководитель лаборатории гуманитарных новомедийных технологий ФП ТГУ, на базе которой в 2023 году был реализован проект «Трансформация качества жизни в условиях информационного противодействия и влияния интерактивных генеративных медиа» (конкурс им. Д.И. Менделеева, ТГУ).

Её выступление было выстроено на пересечении нескольких научных дисциплин, главными из которых стали социальная философия и культурная семиотика. В нём было отмечено, что несмотря на то, что способы достижения победы над противником без сражения на реальном поле были известны и использовались еще в древние времена, по словам ведущей семинара, феномен информационных войн до сих пор не получил глубокого всестороннего анализа. Между тем, сегодняшние реалии делают эту исследовательскую задачу крайне актуальной.

Информационные войны, по мнению ведущей семинара, — это «зонтичное» понятие по отношению к таким понятиям как ментальные, когнитивные, психологические и другие войны, которые относятся к бесконтактным видам ведения войны.

Существует множество классификаций информационных войн, но классификация, основанная на «поколенческом» принципе, предложенная Ириной Кужелевой-Саган, представляется одной из наиболее релевантных. В её основе лежит концепция канадского теоретика Маршалла Маклюэна о доминирующих в ту или иную эпоху типах медиа, которая стала для исследователя отправной точкой и позволила выявить сущностные характеристики инфовойн пяти поколений.

Печатные СМИ и печатная пропаганда середины XV – конец XIX вв. использовались акторами инфовойн «первого поколения» для воздействия на все слои населения с целью «формирования общественного мнения в интересах правящей элиты или её оппозиции, претендующей на власть». Также доминирующие медиа той эпохи использовались в интересах воюющих друг с другом государств, что ведущая семинара подтвердила историческими примерами.

В XIX – середине XX вв. доминирующим медиа стало радио, и хотя целевой аудиторией информационного воздействия оставались все слои населения, главной целью стало «обеспечение эффекта "присутствия на площади" и формирование коллективных общностей, мотивированных к реальным действиям в интересах противоборствующих сторон».

Телевидение стало доминирующим медиа середины XX – конец XX вв., однако под влиянием этого медиа начала происходить атомизация общества, создавался эффект «реального присутствия на месте событий», который не побуждал к каким-либо реальным действиям, но формировал в массовом сознании определенную идеологическую установку. В качестве примера были приведены события «11 сентября», когда США использовали теракт для оправдания своего вторжения в Ирак.

Распространение интернета с начала «нулевых» до конца 2-й декады XXI в. продолжило атомизацию общества, а целью акторов инфовойн стало «создание иллюзии правдивости информации от лидеров общественного мнения в интересах противодействующих сторон».

Инфовойны пятого поколения, начиная с 2020 года, ведутся преимущественно в мессенджерах. Доминирование этих медиа, по мнению ведущей семинара, окончательно атомизирует общество, обеспечивая индивидуальное потребление информации и создание иллюзии получения персонифицированного контента. Современные инфовойны отличаются своим тотальным характером, а в арсенале «инфовоинов» появляются беспилотники и искусственный интеллект.

Парадигмальный сдвиг инфовойн 5.0 заключается в появлении феномена постправды. Ведущая семинара процитировала Сергея Переслегина: «Правда — это то, в чём журналист уверен, хотя он может при этом и ошибаться. Ложь — это когда журналист знает, что он врёт. Постправда — это когда ложь нежелательна, а правда недопустима» (©).

Таким образом, сделала вывод Ирина Кужелева-Саган, из поколения в поколение в информационных войнах усложняются и совершенствуются технически каналы доставки «месседжей», цели инфовойн становятся все более изощренными, а информация «упаковывается» в лаконичные и внешне привлекательные визуальные знаково-символические формы. Одной из таких форм являются мемы, о которых ведущая семинара рассказала подробнее.

Как на реальном поле боя эффективность военных действий зависит от правильно подобранного калибра снаряда и точности наведения оружия, так и на поле информационной войны успех приносит точно подобранный или сконструированный символ, действующий на конкретную аудиторию, – провела параллели Ирина Кужелева-Саган, подступаясь к серии примеров как эффективных, так и неудачных мемов как оружия современных информационных войн. То, что мемы являются именно оружием, подтверждается многочисленными заявлениями западных специалистов по стратегическим коммуникациям, в том числе в военной сфере; специальными выпусками журналов и названиями книг, на которых обучаются западные акторы информационных войн — идеологические противники нашего государства в современных геополитических баталиях.

Меметические войны как разновидность сетевых войн становятся одной из технологий стратегических коммуникаций. Ее эффективности способствуют, с одной стороны, распространение и возросшая медийная роль социальных сетей и мессенджеров с их вирусными эффектами; с другой стороны, особый семиотический потенциал мемов как нацеленных на конкретную аудиторию «закодированных» символических конструктов, имеющих преимущественно визуальные репрезентации и приводящих к незаметному «культурному заражению» (Р. Познер).

Ирина Кужелева-Саган пояснила коммуникационный эффект мемов через теорию Ричарда Докинза, описанную в его книге «Эгоистичный ген». Как полагает Р. Докинз, «мемы — самовоспроизводящиеся информационные структуры-репликаторы, культурные аналоги генов, в качестве которых могут выступать идеи, нарративы, модные слова, изображения, мелодии, технологии и т. д.», репликацию которых обеспечивает их психологическая привлекательность из-за связи с глубинными экзистенциальными смыслами, «вирусность» и точность копирования. Вместе с техническими возможностями платформ социальных медиа, позволяющих отслеживать появляющиеся «снизу» социальные тренды автоматически, мемы из житейского развлечения превращаются в незаметное оружие «массового поражения» и инструмент разведки.

Ирина Кужелева-Саган привела пример, как нарратив-мем «Хлебная встреча» в одной из запрещенных в РФ социальных сетей, помог собрать массив больших данных о россиянах в интересах тех, кто управляет данной платформой.

Завершая доклад, ведущая семинара предложила противопоставить «тирании эгоистичных репликаторов» (Р. Докинз) широкое и глубокое просвещение пользователей соцсетей и мессенджеров, основанное на широких исследовательских данных. В этом направлении движется работа преподавателей-ученых кафедры социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ, которые продолжат серию семинаров, объединенных темой информационной войны.

Участники семинара в своих вопросах и суждениях выразили интерес к будущим исследованиям и семинарам. Организаторы встреч надеются увидеть на них и новых слушателей.

Презентация

Видеозапись

Прослушать доклад Ирины Кужелевой-Саган на тему «Эволюция информационных войн» полностью можно здесь.

Научные публикации по теме:

  • Кужелева-Саган И.П. Социальные сети как пространство реализации стратегических коммуникаций и ведения меметических войн // Коммуникология. 2022. Т. 10, № 1. С. 65‒79.

  • Кужелева-Саган И.П. Концепции П. Бурдье, Ж. Лакана и Р. Познера как основания для понимания механизмов современных информационных войн // Коммуникология. 2023. Т. 11, № 3. С. 42‒62.