Лекция Г.А. Окушовой и Д.И. Спичевой

photo_2024-04-25_12-37-55.jpg

20 марта на «Междисциплинарном семинаре ТГУ» при Ученом совете университета получила дальнейшее развитие тема информационно-коммуникативной безопасности, которую предложила для весеннего цикла семинаров кафедра социальных коммуникаций ФП ТГУ.

Участники семинара прослушали в этот день два доклада. С темой «Ценностная дезориентация как цель и результат информационных войн» выступила Гульнафист Окушова, канд. филос. н., доцент кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ.

В лучших академических традициях ведущая семинара начала с выделения некоторых подходов к изучению ценностей. В частности, отметила определения немецкого социолога Макса Вебера, американского психолога Милтона Рокича, отечественного социолога Николая Лапина, американского политолога и социолога Рональда Инглхарта. Несмотря на разницу подходов, ученые сходятся в том, что ценности определяются историей и культурой народа, непрерывно воспроизводятся в процессе жизнедеятельности людей, передаваясь от поколения к поколению. Однако, докладчик обратила внимание слушателей, что ценностная цепь может быть разорвана тем, кто пожелает нарушить или изменить традиционный путь развития народа, его межпоколенческую преемственность. Безусловно, ценности подвержены изменениям, но это может происходить органично, а может принудительно. Второй вариант изменения ценностных ориентаций, как правило, обусловлен реализацией специальных социогуманитарных и информационных технологий.

Ситуацию принудительной смены ценностных ориентаций извне рано или поздно берет под контроль государство. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 году, написано: «На фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Проводятся информационные кампании, направленные на формирование враждебного образа России». Ведущая семинара представила на слайде перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей, зафиксированных в Стратегии, среди них: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Ценностная система координат помогает человеку находить опору в этом мире.  Поэтому задачей спланированных информационных атак является искусственно созданная ценностная дезориентация – состояние, когда у человека возникает сомнение или неуверенность в своих ценностях, убеждениях, целях и смысле жизни. Ценностная дезориентация вызывает стресс, тревожность, затрудняет принятие решений, препятствует созидательной деятельности и творчеству.

Социогуманитарные технологии, направленные на дезориентацию, реализуются через средства массовой коммуникации, просвещение, искусство, театр, кино, организацию специальных мероприятий. Гульнафист Окушова проиллюстрировала на примере картины бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта «Личные ценности» и его интерпретации картины в личной переписке, как ценностная дезориентация может вызываться художественными приёмами: вмешиваясь в нормальный масштаб предметов, отрицая законы гравитации и показывая, что ничто в нашем обществе не может считаться самим собой разумеющимся, можно добивается дезориентации человека, его эмоциональной тревожности.

Давно известные технологии, используемые злонамеренно с целью ценностной дезориентации – создание конфликтующих ценностей, фальсификация истории, искажение исторической памяти, фейк и постправда, стереотипизация, визуализация, мифологизация /мифодизайн, символизация, метафоризация и симулякризация – в современном информационно-сетевом пространстве приобретают больший разрушающий эффект. Гульнафист Окушова продемонстрировала этот эффект на примерах провакационного опроса в интернет-паблике одного печально известного телеканала, спланированного и широко освещаемого выступления российских школьников в немецком Бундестаге, бездумного распространения исторических стереотипов об Иване Грозном в обычных школьных презентациях.

После выступления, отвечая на вопросы слушателей, Гульнафист Окушова произнесла фразу: «Время безответственных высказываний прошло». Эти слова каждый может интерпретировать по-разному, но для научного и образовательного сообщества возможна и такая интерпретация: в ситуации информационно-коммуникативного противостояния и целенаправленной атаки на ценностные ориентиры общества, повышается ответственность каждого учителя, преподавателя, ученого за трансляцию смыслов и ценностей, за сохранение культурной идентичности и государственной целостности России.

Второй доклад на тему «Информационная война и психология человека» представила Дина Спичева, канд. филос. н., доцент кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ.

С одной стороны, эта тема находится в фокусе психологии и других смежных наук достаточно давно. Дина Спичева начала свой доклад с цитаты британского военного теоретика Джона Фуллера, который ещё в 1920 г. ввел термин «психологическая война» и написал, что «внушение воли одного человека другому может в свою очередь привести к чисто психологической войне, при которой даже не будет употребляться оружие». С другой стороны, мы видим, что в информационно-сетевом пространстве происходит расширение поля, объектов и инструментария воздействия на психику человека. Психологическое воздействие осуществляется через эмоции и чувства, т. е. через иррациональное, а не рациональное восприятие информации. Оно человеком не осознается, но побуждает к определенным мыслям и поступкам.

Наше общество до сих пор не нашло эффективных инструментов защиты от злонамеренного психологического воздействия на детей и подростков (вспомним игру «Синий кит»), на пожилых людей, наиболее уязвимых перед телефонным мошенничеством, на граждан любого возраста, остро реагирующих на вбросы и фейки в социальных сетях.

Цели психологического воздействия могут быть разными: посеять смятение и панику в обществе, разобщить людей, разжечь гнев, заронить недоверие, спровоцировать конфликт, вызвать обиду, внушить страх из-за потери контроля над собой или своими детьми и прочее. Сверхзадачей психологического воздействия в информационных войнах – довести человека до состояния аффекта, в котором он не может здраво оценивать действительность вследствие психологической дезадаптации. Психологическая дезадаптация, пояснила Дина Спичева, – это нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающееся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата предпринимаемой деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением. При психологической дезадаптации человек не способен поддерживать стабильные социальные отношения, справляться с проблемами и приспосабливаться к меняющейся среде. Таким человеком можно управлять: он легко подчиняется негативному влиянию, поскольку своего желания и своей воли не имеет. Он дезориентирован и ищет как бы «подсказок» со стороны – что ему делать, как поступить.

Методов и приемов психологического воздействия огромное множество, они еле уместились на одном слайде: сенсация, полуправда, фальсификация, статистика, «теории заговоров», символизм, «будничный рассказ», «голодовка», «держи вора», забалтывание, стереотипы, инсценировка, информационная блокада, медиаторы, исторические аргументы, классификаторы, комментарии, эмоциональная подача материала, констатация факта, ложная аналогия, обратная связь, обращение к авторитетам, отвлечение внимания, «очевидцы» событий, односторонняя перспектива, повторение, смешение понятий, преувеличение, персонификация, угроза, контраст, мифологизация, проблематизация, эффект присутствия, преувеличение или преуменьшение, драматизация, навешивание ярлыков, апелляция к высшим ценностям, «информационный пузырь» и др. Дина Спичева собрала их в одном месте, чтобы показать масштаб этого арсенала, но подробнее остановилась на одном – далее речь пошла и приеме «информационного пузыря».

Илай Парайзер, автор книги «За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас», называет информационным пузырем эффект, который создается в персональных лентах новостей и рекомендаций каждого пользователя социальных сетей или онлайн-сервисов специальными алгоритмами. В итоге человек окружен только той информацией, которая соответствует его ценностям и взглядам. Опасность, по словам Дины Спичевой, заключается в том, что формируя тот или иной «информационный пузырь», заинтересованные акторы-технологи стремятся создать для пользователей Сети такую картину мира, которую они примут за реальную, и в которой они будут думать и действовать предсказуемым, нужным им способом. Выход же из «информационного пузыря» и столкновение с другой, неизвестной реальностью, неминуемо приведет к психологической дезадаптации.

Казалось бы, про формирование реальности с помощью массмедиа писал еще немецкий социолог Никлас Луман, но в эпоху «старых медиа» каждое государство имело контроль за своим информационным пространством. Более того, ни тогда, ни сейчас государству нет резона применять психологические методы разрушающего характера к своим гражданам. Цели посеять панику, спровоцировать конфликт, разобщить общество противника могут быть только у акторов информационной войны, а социальные сети и мессенджеры сделали эти цели технологически достижимыми.

Психология человека не меняется, поэтому на каждом технологическом витке развития будет возникать необходимость говорить о медийной и цифровой гигиене, «настраивать» критическое мышление «под новые медиа».

Дина Спичева успела рассказать о некоторых технических по своей сути приемах, которые позволят обывателю не стать мишенью психологического воздействия в информационно-сетевом пространстве. Важно понимать, что наши подписки формируют наш «информационный пузырь», обнажают для алгоритмов и злоумышленников наши интересы, ценности и установки, делают нас легкой добычей для манипуляторов. Не стоит поддерживать репостами негативный контент, распространять непроверенную, эмоционально нагруженную информацию. Те, кто понимает принципы работы алгоритмов, советуют  отключить автоматическую сортировку своей ленты в социальных сетях, установить настройки, позволяющие показывать публикации по хронологии. Следует периодически чистить кэш и историю браузера, искать информацию в режиме инкогнито.

В завершении выступления Дина Спичева ради интереса предложила сравнить результаты поисковых запросов в режиме инкогнито и без него. Некоторые так и сделали – и были удивлены разницей результатов.

Новые сетевые технологии сами по себе ни плохи, ни хороши. Их можно применять в деструктивных целях, а можно в целях психологической сохранности пользователей. Главное «знать в лицо» эти технологии, инструменты, методы и приемы.

Впереди еще два семинара из цикла «Знания об инфовойнах как условие информационно-коммуникативной безопасности». Присоединяйтесь к обсуждению темы на площадке междисциплинарных семинаров, если описанные ниже задачи представляются вам актуальными.

Задачи цикла:

  • актуализировать проблему информационного-коммуникативного противостояния российской и западной цивилизации

  • описать угрозы, технологии и инструменты этой борьбы;

  • предложить актуальные методы и приемы противодействия угрозам;

  • показать сложность и многомерность феномена информационных войн;

  • обратить внимание ученых на необходимость изучения явления с позиций междисциплинарного подхода.