Лекция А.С. Ревушкина

2 (1).jpg

12 декабря 2018 года состоялась лекция доктора биологических наук, профессора, Александра Сергеевича Ревушкина  "Хронология российских университетов: три века отечественной истории"

ПрезентацияВидеозапись семинара

Междисциплинарность как способ познания современности

Междисциплинарность уже стала трендом современной науки  и образования. Выход за пределы конкретной области научного знания позволяет находить принципиально новые решения сложных проблем общества цифровой эпохи. В Национальном исследовательском Томском государственном университете тенденция междисциплинарности становится все более определяющей в организации его научной и учебной деятельности: появляются новые междисциплинарные группы, исследовательские центры и лаборатории, проводятся междисциплинарные семинары и конференции.  

Междисциплинарные исследования как бы «освобождают» ученых от рамок научной дисциплины и предоставляют возможность взглянуть на объект изучения по-новому. По утверждению известного российского экономиста Георгия Клейнера, «…только междисциплинарность, в отличие от дисциплинарности дарует настоящую свободу для ученого».    

Об этом и не только шел разговор на очередном междисциплинарном семинаре «Хронология российских университетов: три века отечественной истории». В роли докладчика выступил доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники биологического института НИ ТГУ Александр Сергеевич Ревушкин.

Александр Сергеевич говорил о междисциплинарности с различных позиций. Прежде всего, он выступал как ученый-ботаник. За свою полувековую научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность ему пришлось погружаться в генетику, физику, экспериментальную биологию, климатологию, географию, геологию и другие дисциплины.

Будучи деканом факультета, проректором Томского государственного университета (в этой должности он проработал 21 год), профессор А.С. Ревушкин вместе с коллегами изучал многоуровневую систему образования в зарубежных университетах; вникал в различные тонкости и нюансы Болонского процесса (процесс сближения и гармонизации систем высшего образования Европы с целью создания единого образовательного пространства). В силу своих профессиональных знакомился с организацией деятельности российских университетов, стал свидетелем появления новых вузов, факультетов специальностей. В это же время в ТГУ открылось семь новых факультетов; появились крупные международные проекты.

Таким образом в профессиональной судьбе ученого-ботаника Александра Сергеевича  Ревушкина появились история и философия образования. Результаты его многолетних изысканий по истории становления российских университетов были оформлены в хронологию, с которой автор познакомил присутствующих. Какой университет был первым в России: Петербургский или Московский? По какой причине половина первых российских студентов подала в отставку? Почему Томский государственный университет – последний императорский? Из-за чего чуть было не поссорились ректоры государственного и политехнического университетов во Владивостоке? Что такое классический университет? Ответы на эти и многие другие вопросы услышали собравшиеся на междисциплинарном семинаре «Хронология российских университетов: три века отечественной истории».

Татьяна Алексеевна Демешкина, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета подчеркнула, что тема междисциплинарного семинара близка профессиональным филологам, так как она тесно связана с проблемами идентичности и самоидентичности университетского сообщества и университета в целом. Нина Сергеевна Москвитина, доктор биологических наук, профессор, заведующая  кафедрой зоологии позвоночных и экологии, заведующая лабораторией мониторинга биоразнообразия Биологического института НИ  ТГУ уверена, что участие в дискуссии о судьбе родного университета - это возможность обсудить трудности и перспективы непростого пути реформирования Alma Mater.  Наталья Вениаминовна Жилякова, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики журналистики Высшей школы журналистики НИ ТГУ отметила, что Александр Сергеевич Ревушкин - высококлассный эксперт в области университетского образования, который не понаслышке знаком с проблемами высшей школы. Десятилетиями он тщательно всматривается во все процессы, происходящие в этой сфере, и выступает на данном семинаре и как теоретик, и как практик, поскольку долгие годы был администратором высшего звена в ТГУ. Василий Павлович Зиновьев, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, главный научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований факультета исторических и политических наук НИ  ТГУ обратил внимание, что Александр Сергеевич Ревушкин, как настоящий университетский профессор, - не только профессионал в области своей сферы научной деятельности - ботаники, но и знаток и ценитель искусства, литературы, истории. Он посвятил жизнь Томскому университету, написал о нем книгу. Мысли такого педагога, ученого, гуманиста, заслуженного профессора ТГУ о судьбе университетского образования интересны и полезны студентам и преподавателям всех специальностей.   

Тема этого семинара, на мой взгляд, очень хорошо раскрывает тезис о том, что история университета – это, прежде всего, его гордость и слава. В свое время Томский государственный университет вошел в число восьми университетов современной России, которым был присвоен статус объектов культурного наследия. За 140-летнюю историю порой «переписывались» отдельные ее страницы, вновь возвращались забытые имена. Но университет жил, живет и будет жить своими научными школами, прорывными идеями. ТГУ – настоящий классический университет, где в приоритете – научные, в том числе меж- и трансдисциплинарные исследования; на их основе – подготовка высокопрофессиональных кадров, интеллектуальной элиты страны.
Tatyanin.jpg
Геннадий Михайлович Татьянинкандидат геолого-минералогических наук, доцент, заведующий кафедрой палеонтологии и исторической геологии, руководитель лаборатории микропалеонтологии геолого-географического факультета НИ ТГУ

Завершим рассказ о состоявшемся междисциплинарном семинаре в ТГУ словами доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ Василия Николаевича Сырова. Он отметил, что интеграция отдельных дисциплин в рамках междисциплинарного исследования позволяет ученым не просто заимствовать инструменты, методы, технологии из разных областей научного знания, но и находить новые возможности решения проблемы внутри собственной дисциплины. Что и было продемонстрировано профессором биологии А.С. Ревушкиным на междисциплинарном семинаре, посвященном истории российских университетов.

Материал подготовлен
участниками проекта
«Развитие коммуникационных площадок ТГУ»

Ревушкин Александр Сергеевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники Биологического института НИ ТГУ, действительный член Международной академии наук высшей школы; с 1993 г. по 2013 г. – проректор по учебной работе ТГУ; автор более 120 научных работ, в том числе четырех монографий, по ботанике, экологии, истории и философии образования; почетный доктор Ховдского университета (Монголия), почетный доктор Тувинского университета, заслуженный профессор ТГУ, заслуженный деятель науки РФ.