Лекция Петровой Г.И.

petrova.png

13 марта 2019 года состоялась лекция заслуженного профессора ТГУ, профессора кафедры онтологии, теории познания и социальной философии Философского факультета, доктора философских наук Галины Ивановны Петровой "Что такое человек?"

Презентация часть Видеозапись семинара

С обсуждения этой мысли был начат очередной междисциплинарный семинар в Томском государственном университете. С темой «Что такое человек?» выступила Галина Ивановна Петрова - философ, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета, заслуженный профессор НИ ТГУ.

Профессором Петровой Г.И. был представлен внушительный обзор подходов к трактовке понятия «человек»:

политическое животное» (Аристотель), «animal rationalis» (св. Августин); «вид хищной обезьяны, впавшей в манию величия из-за своего, так называемого, духа» (Г.Э. Лессинг), «homo faber» (Б. Франклин), «животное, которое умеет обещать» (Ф. Ницше) и т.д.
petrivagi.jpg
Галина Ивановна Петрова,философ, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета, заслуженный профессор НИ ТГУ

По мнению Галины Ивановны, философия не дает точные и категорические ответы («в каждом категорическом ответе звучит пафос нефилософичности» - К. Ясперс), но предлагает поразмышлять относительно направлений поисков этих ответов и предложить их некоторые версии. Такие версии и обсуждались на семинаре.

Тема вызвала серьезный интерес со стороны представителей самых разных научных направлений. Сергей Николаевич Кирпотин, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники Биологического института, директор Центра превосходства «БиоКлимЛанд» НИ ТГУ комментирует:

Заявленная тема «Что такое человек?» интересна всем думающим людям. Для биологов и экологов этот вопрос имеет еще и особое профессиональное значение. Существует невероятное множество подходов к пониманию экологии как науки. Один из них -мировоззренческий или философский - был заложен крупным норвежским экологом-философом Арнэ Наэссом. Он различал поверхностную («shallow») экологию, которая отделяет человека от природы; и глубокую («deep») экологию, которая рассматривает человека как часть природы. Глубокая экология видит мир не как собрание изолированных объектов, а как сеть феноменов, которые фундаментально взаимосвязаны и взаимозависимы. «Что такое человек?» – актуальный вопрос для формирующейся на наших глазах системной науки третьего тысячелетия, основанной на интеграции и синтезе различных направлений.
19339-Full.jpg
Сергей Николаевич Кирпотин, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники Биологического института, директор Центра превосходства «БиоКлимЛанд» НИ ТГУ
Мне кажется, что тематика  лекции «Что такое человек?» является необыкновенно интригующей, поскольку затрагивает  глобальные вопросы, связанные с осмыслением природы человека как таковой. Не  менее захватывающими являются размышления  о том, как меняется природа человека под воздействием технического прогресса, цифровых технологий, когда самые фантастические прогнозы становятся реальностью. Это разговор о нас самих. Что может быть более интересным?
dsc_1874.jpg
Татьяна Алексеевна Демешкина, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета НИ ТГУ
Мне кажется, что тематика  лекции «Что такое человек?» является необыкновенно интригующей, поскольку затрагивает  глобальные вопросы, связанные с осмыслением природы человека как таковой. Не  менее захватывающими являются размышления  о том, как меняется природа человека под воздействием технического прогресса, цифровых технологий, когда самые фантастические прогнозы становятся реальностью. Это разговор о нас самих. Что может быть более интересным?
68342-Full.jpg
Екатерина Викторовна Полянская, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ

Междисциплинарные семинары в НИ ТГУ продолжаются. Ждем всех 10 апреля 2019 года на встречу с Олегом Петровичем Толбановым, доктором физико-математических наук, профессором кафедры полупроводниковой электроники, заведующим лабораторией функциональной электроники радиофизического факультета НИ ТГУ.

Материал подготовлен
участниками проекта
«Развитие коммуникационных площадок ТГУ»

Галина Ивановна Петрова, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ, действительный член Академии гуманитарных наук. С 1958 года ее судьба связана с Томским государственным университетом: здесь она прошла путь от студентки историко-филологического факультета до профессора философии. Областью научных интересов Г.И. Петровой является философская антропология, философия культуры, науки и образования. Г.И. Петрова занимается изучением научного и философского обоснования образования, выяснением специфики обучения как одного из видов познания. Профессор Петрова – член ряда диссертационных советов по защите докторских диссертаций и кандидатских диссертаций; член редколлегий альманаха «Сибирь. Философия. Образование», журнала «Вестник Алтайской академии экономики и права». Г.И. Петрова является экспертом направления «От идеи – к проекту» Парка социогуманитарных технологий Томского государственного университета. Галина Ивановна – Почетный работник высшего профессионального образования РФ; лауреат премии Томского государственного университета за учебное пособие «Русская философия о взаимоотношениях человека и мира»; лауреат премии Томской области в сфере образования и науки. Она - автор более 250 работ, в том числе 21 монографии. Подготовила 23 кандидата наук. Под ее научным консультированием защищено 3 докторские диссертации. За многолетний добросовестный труд профессор Петрова была награждена медалью «За заслуги перед Томским государственным университетом»; медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Некоторые публикации Г.И. Петровой
1. Петрова Г.И. Когнитивный поворот современной фундаментальной науки и формирование когнитивной компетентности в университетской образовательной практике // Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). С. 529-532.
2. Петрова Г.И. Современный конструктивистский ответ в решении классической педагогико-антропологической проблемы "заботы о себе" // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 131-134.
3. Петрова Г.И. Формирование духовных ценностей – исторически сложившаяся миссия института образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 3 (30). С. 125-128.
4. Петрова Г.И. Культурно-антропологическое содержание "идеи университета": традиция и современные условия личностной идентификации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № S1 (32). С. 77-79.
5. Петрова Г.И. Новая форма отчуждения человека: ампутация личности или антропологическая аутентичность личностной многосторонности? // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 105-107.
6. Петрова Г.И. "Создать самого себя" как проблема современного образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 9-11.
7. "Забота о себе" как образовательная практика современного классического университета. Сборник статей и материалов международной научной конференции / Ответственный редактор Г. И. Петрова. Томск: Издательство Томского университета, 2018. 306 с.