Открытый междисциплинарный научный семинар 
при Ученом совете ТГУ

2017-12-08_16-03-17.png

12 декабря 2018 г. в 16:00 в 229 ауд. ГК состоится Открытый междисциплинарный научный семинар при Ученом совете ТГУ

Докладчик: Ревушкин Александр Сергеевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники Биологического института НИ ТГУ, действительный член Международной академии наук высшей школы; с 1993 г. по 2013 г. – проректор по учебной работе ТГУ; автор более 120 научных работ, в том числе четырех монографий, по ботанике, экологии, истории и философии образования; почетный доктор Ховдского университета (Монголия), почетный доктор Тувинского университета, заслуженный профессор ТГУ, заслуженный деятель науки РФ. 

Тема семинара: «Хронология российских университетов: три века отечественной истории».


Профессор Дмитрий Функ:
«Антропология – наука, которая учит, как работать с людьми»

1.jpgПродолжается серия междисциплинарных семинаров в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Очередной разговор в рамках такого мероприятия на тему «Почему Россия нуждается в антропологах?» состоялся с участием выдающегося российского антрополога, заведующего кафедрой этнологии исторического факультета Московского государственного университета Дмитрия Анатольевича Функа. В 2008 году профессор Функ был удостоен премии Георга Вильгельма Бесселя (Humboldt-Foundation) за выдающиеся достижения в области этнологии, а в 2013 году вошел в число победителей конкурса мегагрантов Правительства РФ.

В антропологии не бывает неправильных ответов!
На встречу со знаменитым московским антропологом пришли десятки студентов и преподавателей ТГУ. Дмитрий Анатольевич отметил, что очень рад большому количеству именно молодых лиц в зале; поделился своими технологиями поощрения внимания молодежи к такой сложной научной сфере как антропология. В частности, заметил:
- Когда я работаю со студентами, я их всё время подбадриваю и говорю: «Не бойтесь давать ответ, даже если он, как вы считаете, и неправильный, - в антропологии неправильных ответов нет». Человек - очень сложное существо; невозможно предсказать - что и как будет происходить с ним через день, неделю или год. Следовательно, возможны любые варианты развития событий.

2.pngЗатем спикер познакомил собравшихся с кратким историческим экскурсом, рассказав о появлении в XVIII веке первых представителей этнологии в России. Поначалу термины «этнография» и «этнология» долгое время воспринимались как синонимы. Затем понятия разделились, уточнилось их содержание. Так, сегодня этнография трактуется как сбор полевых материалов и метод исследования, а этнология - это то, что происходит потом: описание полученных полевых данных, их анализ, классификация и т.п. Термин же «антропология», впервые употребленный еще во времена Аристотеля, оформился, получил свою современную трактовку как совокупность дисциплин, изучающих человека. Процесс институализации антропологического знания был достаточно долгим. В 1884 году в Московском университете основана кафедра географии и этнографии, которая располагалась тогда на историко-филологическом факультете. Поиск пути развития этой дисциплины продолжался, и через пять лет кафедра переехала на физико-математический факультет. В начале XX века при МГУ был создан факультет общественных наук, при котором особое место заняло этнолого-лингвистическое отделение, но уже в 1925 году это отделение выросло до этнологического  факультета, а с 1931-1932 годов этнология вообще надолго исчезла из вузов страны.

Такие миграции совершенно не случайны. За время своего становления антропология воспринималась и как естественнонаучная сфера, и как общественная, порой выживая под ярлыком «буржуазной науки» или, в лучшем случае, «служанки истории». В советское время этнография (этнология) была в значительной степени сведена к бытописанию как бы застывших в своем развитии на рубеже XIX-XX веков этнических групп и поиску исторических «корней» народов (их в какой-то период вдруг стали называть «этносами»). За рубежом с самого начала XX столетия считалось, что существуют четыре составные части антропологии: лингвистическая, биологическая, культурная или социальная антропология и археология. Во многом этот подход к многообразию дисциплины сохраняется на западе и сегодня, позволяя ей быть многоликой и востребованной отраслью знания. Все это – хороший повод обратить внимание на междисциплинарную природу антропологии.

3.pngАнтропологии бывают разными 
В отечественной этнографии долгое время одно из лидирующих мест в научной повестке занимали исследования этногенеза – происхождения народов, процесса сложения этнических общностей. Исследователь, занимавшийся этногенезом, пытался понять, когда и как произошел тот или иной народ. Занятие интересное, но, по сути, малоперспективное. В том числе и потому, что этим занимались этнографы, не имевшие базовой подготовки ни в области лингвистики, ни в археологии, ни в физической антропологии, ни в физической географии - перечень можно продолжать и продолжать. Результаты таких изысканий предсказуемо оказались востребованными лишь частью региональной интеллигенции, озабоченной поиском национальных «корней» и написанием (обязательно «древних»!) национальных\этнических историй.

Но антропологии бывают совершенно иными, ориентированными на изучение социальной жизни людей. И поскольку антропология становится все более и более специализированной и сложной, в целом ряде антропологических субдисциплин уже просто невозможно себе представить специалиста, который бы не владел неким багажом знаний в смежной области хотя бы на уровне магистратуры. Представим, что в больницу обращается человек с жалобами, доктор после осмотра и диагностики решает поставить ему укол. Но пациент вдруг отказывается от процедуры по той причине, что в результате укола доктор сделает прокол на его коже и нарушит его связь с духами предков. Это не выдумки, это реальность наших дней. В ряде стран Западной Европы медицинской антропологией начали всерьез заниматься именно потому, что без особых знаний оказалось просто невозможным осуществлять порой даже обычный осмотр пациентов-мигрантов: в разных культурах, как известно, существуют разные представления о теле человека, о здоровье, о болезнях и т.п. Быть успешным в области лингвистической антропологии невозможно без дополнительного лингвистического образования, а заниматься антропологией права нет смысла, не имея базовой юридической подготовки.

4.pngСовременное антропологическое знание предусматривает обязательное владение английским языком. Собственного говоря, без этого сейчас вообще нельзя стать антропологом\этнологом, разве что в России. Большую роль по-прежнему (только опять, увы, не у нас) продолжают играть длительные экспедиционные исследования и знание местных языков, поскольку сложно заниматься региональной этнографией без отчетливого понимания, как и чем живет та или иная группа людей в определенном регионе.

Нужны ли антропологи?
В Западной Европе есть целый ряд университетов, в которых число студентов-этнологов\антропологов исчисляется сотнями. Например, в Кельнском университете бакалавров, изучающих этнологию – 900 человек, а в университете Вены – 1800! Число магистрантов там тоже весьма внушительно: 100, 200 и даже более. Возникает вопрос: куда эти выпускники идут работать? Зачем так много людей обучаются на данном направлении? Дело в том, что за рубежом сегодня специалисты по антропологии весьма востребованы. Их ждут в промышленных корпорациях, банках, предпринимательской среде, проектах по развитию территорий (на Африканском континенте, к примеру), миграционных службах, организациях по оценке социального воздействия любых управленческих решений. Почему? Потому что всем, и прежде всего властным структурам, нужен ответ на вопрос: что такое человек? Почему он ведет себя так, а не иначе? Можно ли предсказать его поведение в каких-то ситуациях, событиях: вернет ли он кредит, например? Как поведет себя в стрессовой ситуации? Что делает человека террористом и какую роль в этом играют,  например, его религиозные убеждения и т.д. 

Материал подготовлен участниками проекта
«Развитие коммуникационных площадок ТГУ»

Междисциплинарные   семинары  в  НИ ТГУ  продолжаются.    Приглашаем    всех  желающих 12 декабря 2018 года в 16.00 на встречу с доктором биологических наук, профессором Александром Сергеевичем Ревушкиным, заведующим кафедрой ботаники Биологического института НИ ТГУ, действительным членом Международной академии наук высшей школы; с 1993 г. по 2013 г. – проректором по учебной работе ТГУ; автором более 120 научных работ, в том числе четырех монографий, по ботанике, экологии, истории и философии образования; почетным доктором Ховдского университета (Монголия), почетным доктором Тувинского университета, заслуженным профессором ТГУ, заслуженным деятелем науки РФ. Тема дискуссии: «Хронология российских университетов: три века отечественной истории».

О прошлых междисциплинарных семинарах, дате и времени проведения будущих можно узнать накануне из корпоративной рассылки или на сайте: http://www.tsu.ru/university/sovets/Academic_Council/seminar/

Рады вам напомнить, что за участие в пяти междисциплинарных семинарах вы можете получить 
удостоверение о повышении квалификации
Итоги будут подводиться в январе и мае 2019 года.

Для этого необходимо:
1. Зарегистрироваться на ППК «Организация коммуникативного пространства меж- и трансдисциплинарных научных исследований в ТГУ» (https://dpo.tsu.ru/program.php?n=2568&tid=795 ).
2. Прийти на открытую лекцию и непосредственно перед ее началом получить приглашение в 229 аудитории главного корпуса ТГУ. Также приглашения распространяются по факультетам.
3. Вписать в приглашение свою фамилию, должность и поставить печать Ученого совета ТГУ по окончании семинара. 

Материалы прошедших междисциплинарных семинаров:
1. Лекция А.В. Дыбо "Языковое и этнокультурное разнообразие Южной Сибири в синхронии и диахронии: взаимодействие языков и культур"
2. Лекция Н. Бюшу "Образование 5.0: навстречу антропоцену"
3. Лекция Э.Р. Эверетта "Крупные изверженные провинции как индикатор глобальных изменений в геологической истории Земли"
4. Лекция А.П. Деревянко "Homo altaiensis из Денисовой пещеры: открытие, перевернувшее представления о происхождении человека" 
5. Лекция З.И. Резановой "Современная лингвистика: поиски идентичности в контексте естественных и математических наук"
6. Лекция С.Н. Кирпотина "
Роль живого вещества в формировании геосфер Земли. Часть 1"
7. Лекция Г.И. Петровой "Университет: метафоры и метаморфозы развития"
8.  Лекция А.Ю. Веснина "Заузленные объекты в трехмерном пространстве: от математической теории к приложениям"
9. Лекция С.Н. Кирпотина "Роль живого вещества в формировании геосфер Земли. Часть 2"
10. Лекция Д.А. Функа "Почему Россия нуждается в антропологах?"