Открытый междисциплинарный научный семинар 
при Ученом совете ТГУ

2017-12-08_16-03-17.png

13 марта 2019 г. в 16:00 в 229 ауд. ГК состоится Открытый междисциплинарный научный семинар при Ученом совете ТГУ

Докладчик: Георгий Владимирович Майер, доктор физико-математических наук, профессор, президент ТГУ. 

Тема семинара: «О Дмитрии Ивановиче Менделееве».


16 февраля в 10:35 в ауд. 603А 4 корпуса ТГУ состоится круглый стол по защите участниками итоговых проектов

 

Междисциплинарность как способ познания современности 

Междисциплинарность уже стала трендом современной науки  и образования. Выход за пределы конкретной области научного знания позволяет находить принципиально новые решения сложных проблем общества цифровой эпохи. В Национальном исследовательском Томском государственном университете тенденция междисциплинарности становится все более определяющей в организации его научной и учебной деятельности: появляются новые междисциплинарные группы, исследовательские центры и лаборатории, проводятся междисциплинарные семинары и конференции.  

Междисциплинарные исследования как бы «освобождают» ученых от рамок научной дисциплины и предоставляют возможность взглянуть на объект изучения по-новому. По утверждению известного российского экономиста Георгия Клейнера, «…только междисциплинарность, в отличие от дисциплинарности дарует настоящую свободу для ученого»

2.jpgОб этом и не только шел разговор на очередном междисциплинарном семинаре «Хронология российских университетов: три века отечественной истории». В роли докладчика выступил доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники биологического института НИ ТГУ Александр Сергеевич Ревушкин.  

Александр Сергеевич говорил о междисциплинарности с различных позиций. Прежде всего, он выступал как ученый-ботаник. За свою полувековую научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность ему пришлось погружаться в генетику, физику, экспериментальную биологию, климатологию, географию, геологию и другие дисциплины.  

3.pngБудучи деканом факультета, проректором Томского государственного университета (в этой должности он проработал 21 год), профессор А.С. Ревушкин вместе с коллегами изучал многоуровневую систему образования в зарубежных университетах; вникал в различные тонкости и нюансы Болонского процесса (процесс сближения и гармонизации систем высшего образования Европы с целью создания единого образовательного пространства). В силу своих профессиональных знакомился с организацией деятельности российских университетов, стал свидетелем появления новых вузов, факультетов специальностей. В это же время в ТГУ открылось семь новых факультетов; появились крупные международные проекты.  

5.jpgТаким образом в профессиональной судьбе ученого-ботаника Александра Сергеевича  Ревушкина появились история и философия образования. Результаты его многолетних изысканий по истории становления российских университетов были оформлены в хронологию, с которой автор познакомил присутствующих. Какой университет был первым в России: Петербургский или Московский? По какой причине половина первых российских студентов подала в отставку? Почему Томский государственный университет – последний императорский? Из-за чего чуть было не поссорились ректоры государственного и политехнического университетов во Владивостоке? Что такое классический университет? Ответы на эти и многие другие вопросы услышали собравшиеся на междисциплинарном семинаре «Хронология российских университетов: три века отечественной истории». 

4.jpgТатьяна Алексеевна Демешкина, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета подчеркнула, что тема междисциплинарного семинара близка профессиональным филологам, так как она тесно связана с проблемами идентичности и самоидентичности университетского сообщества и университета в целом. Нина Сергеевна Москвитина, доктор биологических наук, профессор, заведующая  кафедрой зоологии позвоночных и экологии, заведующая лабораторией мониторинга биоразнообразия Биологического института НИ  ТГУ уверена, что участие в дискуссии о судьбе родного университета - это возможность обсудить трудности и перспективы непростого пути реформирования Alma Mater.  Наталья Вениаминовна Жилякова, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики журналистики Высшей школы журналистики НИ ТГУ отметила, что Александр Сергеевич Ревушкин - высококлассный эксперт в области университетского образования, который не понаслышке знаком с проблемами высшей школы. Десятилетиями он тщательно всматривается во все процессы, происходящие в этой сфере, и выступает на данном семинаре и как теоретик, и как практик, поскольку долгие годы был администратором высшего звена в ТГУ. Василий Павлович Зиновьев, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, главный научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований факультета исторических и политических наук НИ  ТГУ обратил внимание, что Александр Сергеевич Ревушкин, как настоящий университетский профессор, - не только профессионал в области своей сферы научной деятельности - ботаники, но и знаток и ценитель искусства, литературы, истории. Он посвятил жизнь Томскому университету, написал о нем книгу. Мысли такого педагога, ученого, гуманиста, заслуженного профессора ТГУ о судьбе университетского образования интересны и полезны студентам и преподавателям всех специальностей. 

Вот как прокомментировал тему встречи Геннадий Михайлович Татьянин, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, заведующий кафедрой палеонтологии и исторической геологии, руководитель лаборатории  микропалеонтологии геолого-географического факультета НИ ТГУ:
- Тема этого семинара, на мой взгляд, очень хорошо раскрывает тезис о том, что история университета – это, прежде всего, его гордость и слава. В свое время Томский государственный университет вошел в число восьми университетов современной России, которым был присвоен статус объектов культурного наследия. За 140-летнюю историю порой «переписывались» отдельные ее страницы, вновь возвращались забытые имена. Но университет жил, живет и будет жить своими научными школами, прорывными идеями. ТГУ – настоящий классический университет, где в приоритете – научные, в том числе меж- и трансдисциплинарные исследования; на их основе – подготовка высокопрофессиональных кадров, интеллектуальной элиты страны.  

1.jpgЗавершим рассказ о состоявшемся междисциплинарном семинаре в ТГУ словами доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ Василия Николаевича Сырова. Он отметил, что интеграция отдельных дисциплин в рамках междисциплинарного исследования позволяет ученым не просто заимствовать инструменты, методы, технологии из разных областей научного знания, но и находить новые возможности решения проблемы внутри собственной дисциплины. Что и было продемонстрировано профессором биологии А.С. Ревушкиным на междисциплинарном семинаре, посвященном истории российских университетов.

Материал подготовлен участниками проекта
«Развитие коммуникационных площадок ТГУ»

О прошлых междисциплинарных семинарах, дате и времени проведения будущих можно узнать накануне из корпоративной рассылки или на сайте: http://www.tsu.ru/university/sovets/Academic_Council/seminar/

Рады вам напомнить, что за участие в пяти междисциплинарных семинарах вы можете получить 
удостоверение о повышении квалификации
Итоги будут подводиться в феврале и мае 2019 года

Для этого необходимо:
1. Зарегистрироваться на ППК «Организация коммуникативного пространства меж- и трансдисциплинарных научных исследований в ТГУ» (https://dpo.tsu.ru/program.php?n=2568&tid=795 ).
2. Прийти на открытую лекцию и непосредственно перед ее началом получить приглашение в 229 аудитории главного корпуса ТГУ. Также приглашения распространяются по факультетам.
3. Вписать в приглашение свою фамилию, должность и поставить печать Ученого совета ТГУ по окончании семинара. 

Материалы прошедших междисциплинарных семинаров:
1. Лекция А.В. Дыбо "Языковое и этнокультурное разнообразие Южной Сибири в синхронии и диахронии: взаимодействие языков и культур"
2. Лекция Н. Бюшу "Образование 5.0: навстречу антропоцену"
3. Лекция Э.Р. Эверетта "Крупные изверженные провинции как индикатор глобальных изменений в геологической истории Земли"
4. Лекция А.П. Деревянко "Homo altaiensis из Денисовой пещеры: открытие, перевернувшее представления о происхождении человека" 
5. Лекция З.И. Резановой "Современная лингвистика: поиски идентичности в контексте естественных и математических наук"
6. Лекция С.Н. Кирпотина "
Роль живого вещества в формировании геосфер Земли. Часть 1"
7. Лекция Г.И. Петровой "Университет: метафоры и метаморфозы развития"
8.  Лекция А.Ю. Веснина "Заузленные объекты в трехмерном пространстве: от математической теории к приложениям"
9. Лекция С.Н. Кирпотина "Роль живого вещества в формировании геосфер Земли. Часть 2"
10. Лекция Д.А. Функа "Почему Россия нуждается в антропологах?
11. Лекция А.С. Ревушкина "Хронология российских университетов: три века отечественной истории"
12. Лекция И.П. Кужелевой-Саган "На пути к кампусу 4.0"