Лекция профессора Г.И. Петровой

14 марта 2018 года состоялась лекция заслуженного профессора ТГУ, доктора философских наук, профессора Галины Ивановны Петровой
"Университет: метафоры и метаморфозы развития"

Презентация

Видеозапись семинара

petrova.jpg

Меж- и трансдисциплинарные научные исследования 
как перспектива развития университета

2018 год для Томского государственного университета начался с хорошей новости. В очередной раз ТГУ поднялся на несколько десятков пунктов в престижном мировом рейтинге университетов QS. Уверенное движение в TOP-100 университетов мира поддерживается проектами, которые способствуют появлению действительно прорывных научных идей.

Один из векторов развития – создание в НИ ТГУ благоприятной среды для меж- и трансдисциплинарных научных исследований, которые с середины ХХ века постепенно становятся важнейшим принципом организации научной деятельности. Это связано с появлением таких глобальных задач, как управление ядерной энергией, создание космических аппаратов, расшифровка генома человека и т.п. Такой формат исследований возникает из необходимости решения сверхсложных социально значимых проблем, требующих интеграции интересов общественности, бизнесменов, политиков и ученых из разных областей науки. 

Познакомиться с успешным опытом реализации российских и международных меж- и трансдисицплинарных научных проектов при участии нашего университета можно на междисциплинарных семинарах, ежемесячно проводимых в рамках заседаний Ученого Совета (ученый секретарь Н.А. Сазонтова, канд.геол-минерал.наук, директор Офиса стратегического управления НИ ТГУ). На основе этих семинаров разработана программа повышения квалификации «Организация коммуникативного пространства меж- и трансдисциплинарных научных исследований в ТГУ» (авторы: И.П. Кужелева-Саган, доктор филос.наук, профессор, зав.кафедрой социальных коммуникаций, Д.И. Спичева, к.филос.н., доцент кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ). Подробнее о курсах повышения квалификации можно узнать здесь: https://dpo.tsu.ru/program.php?n=2568&tid=795).

1.jpgВот что рассказывает о программе Дина Ивановна Спичева- Помимо участия в междисциплинарном семинаре все слушатели получают по электронной почте научно-методические материалы, которые пригодятся для описания собственного научного проекта, например, при оформлении заявки на грант. А также могут помочь в ситуации руководства студенческими работами меж- и трансдисциплинарного характера. Вы узнаете об особенностях организации коллективного научного творчества, о формировании общего языка исследователей – представителей разных научных дисциплин, о том, как переводить, формулировать, соотносить свои первоначальные дисциплинарные позиции с картинами мира других наук

Таким образом, одной из главных особенностей меж- и трансдисциплинарных исследований является создание специальной коммуникативной ситуации, в которой становится возможным продуктивное взаимодействие ученых из разных областей научного знания, договоренность об общем понятийном и методологическом аппаратах, выработка совместных решений актуальных академических или прикладных проблем и их апробация на практике. В связи с этим вопрос создания коммуникативного пространства можно считать основополагающим вопросом организации научных проектов такого формата. 

2.jpgИдея меж- и трансдисциплинарности научных исследований обсуждалась и в рамках мартовского междисциплинарного семинара «Университет: метафоры и метаморфозы развития». Спикер Галина Ивановна Петрова, доктор философских наук, профессор кафедры  онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета, заслуженный профессор ТГУ представила собравшимся ретроспективу взглядов на базовые основания университета, зародившегося в эпоху Средневековья как «Universitas» - «университет Веры», закрепившегося в нашем сознании в образах классического университета фон Гумбольдта и М. В. Ломоносова. 

В XX веке идея университета претерпела серьезные трансформации, которые нашли отражение в весьма красноречивых метафорах. От «интеллигентности духа» университета (Х. Ортега-и-Гассет) и хранителя «интеллектуальной совести» (К. Ясперс) до послевоенного «университета-механика», который после катастрофы возвращает к жизни европейскую государственность, привлекая внимание к университету как созидателю общественного блага. Экономикоцентричный дискурс прошлого века приводит к мысли об университете как участнике государственных и местных экономических проектов, появляется новый образ «университета - бизнес-корпорации». Так, мы наблюдаем изменение миссии университета. В общественном сознании он перестает быть возвышенным местом, точкой трансценденции, институтом, создающим картину мира и язык её описания. И становится  «поставщиком образовательных услуг». Сегодня мы говорим о «третьей роли» современного университета, проявляющейся в ответственности за взаимодействие с местными сообществами, бизнесом, региональной властью для достижения значимых экономических и социальных эффектов.  Обратная сторона такого взгляда на университет - доминирование прикладных исследований, максимизация роли внешних заказов, приоритет технического и естественнонаучного знания над гуманитарным. 

3.jpgЧто касается будущего мировых университетов, то сегодня философы, социологи, антропологи отмечают, что классический университет в его изначальном понимании «умер», но он продолжает жить в своих новых трансформациях. Например, как «когнитивный университет», превращающий коллективный интеллект в ключевую производительную силу.  Местом рождения коллективного интеллекта может стать пространство меж- и трансдисицплинарных научных исследований. Базовые характеристики когнитивного университета: 

4.pngповышение роли университета в обществе как субъекта производства знаний и технологий;  
- подготовка интеллекта, который будет производительной силой будущего; 
- формирование нового субъекта деятельности – трансфессионала;  
- опережающее развитие в части предложения новых профессий для рынка труда, новых технологий для производства и новых идей для социального развития. 

5.jpg

Тема прошлого, настоящего и будущего университетской науки и образования вызвала серьезный интерес представителей различных научных дисциплин. Так, доктор исторических наук, профессор кафедры современной отечественной истории исторического факультета НИ ТГУ Сергей Федорович Фоминых заметил:  
Лекция профессора-философа Галины Ивановны Петровой дает возможность не только проследить эволюцию университета от Средневековья до наших дней, но и составить представление о том, как университет влиял на окружающий мир, и как окружающий мир влиял на университет. Для будущих исследователей-историков (бакалавров, магистрантов) лекция весьма полезна с точки зрения получения системного представления об университете и его эволюции

в пространстве и времени.

6.png

С ним соглашается его коллега, кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультета НИ ТГУ Михаил Викторович Грибовский:  
- Профессиональная жизнь российского исследователя-историка протекает, чаще всего, в университете. Поэтому ему важно иметь представление о том, как эволюционировал университет на протяжении своей многовековой истории, и каковы перспективы этого явления, с которым все мы – от студента до профессора и ректора – так тесно связаны.

7.png

Елена Андреевна Юрина, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета НИ ТГУ комментирует: 
- «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Эта знаменитая фраза из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Цицерон» (1836) стала поистине крылатой. О чем она? Конечно, жить в эпоху перемен непросто. Мы знаем это не понаслышке. Меняется мир, меняется страна, система образования, наш университет. Меняемся и мы сами.  Так быстро и стремительно… Чем обусловлены перемены в университетской жизни, чего ожидать в перспективе? – На эти темы размышляет профессор Галина Ивановна Петрова. Я уверена, что взгляд философа на проблемы трансформации классического университета под влиянием различных социальных факторов в широком культурно-историческом контексте будет чрезвычайно интересен и филологам, и всем думающим людям, жизнь которых связана с университетом. Думаю, что Тютчев писал о том, что эпоха перемен –

самое прекрасное время для развития, самопознания и личностного роста.

8.jpg

Впечатлениями делится Елена Николаевна Савельева, кандидат философских наук,  заведующая кафедрой культурологии, теории и истории культур Института искусств и культуры НИ ТГУ: 
- В лекции затронута интересная для культурологов проблема зависимости моделей и форм университета от общего культурного фона конкретной исторической эпохи. Особое внимание уделено современному университету. Куда уходит (и уходит ли) классика в неклассическое время; как рассеивание универсалий в культуре постмодернизма меняет универсум и Universitas; какова культурная база университета будущего. Кроме того, лектор предложила свое понимание того, как сегодня изменилась университетская корпоративная культура, превратившись в административное обслуживание его коммерческой деятельности. Все это – интереснейшие направления меж-, возможно и трансдисциплинарных исследований, где найдут свое место и историки, и философы,  и социологи, и культурологи.

Материал подготовлен участниками проекта 
«Развитие коммуникационных площадок ТГУ»

Петрова Галина Ивановна – заслуженный профессор ТГУ, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии Философского факультета, доктор философских наук, профессор.
Область научных интересов Г.И. Петровой - философская антропология, философия культуры, науки и образования.
Г.И. Петрова занимается изучением научного и философского обоснования образования, выяснением специфики обучения как одного из видов познания.
Особое внимание - необходимость перехода образования от предметного знания в междисциплинарную сферу его становления и рассматривает в качестве цели образования овладение культурой мышления в конкретных предметных областях знания.