Модель развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода

Модель развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода – инновационный образовательный проект, направленный на разработку и апробацию модели порождения нового педагогического знания в условиях многопозиционных профессиональных коммуникаций и междисциплинарных исследований субъектов образовательной экосистемы классического университета и использования его для создания основных и дополнительных программ педагогического образования.

Цель проекта

Создание образовательной экосистемы для использования ресурсов многопрофильного вуза в модернизации содержания и форм педагогического образования.

Задачи проекта

  • Создание коммуникативных профессиональных сетей под разные задачи развития педагогического образования, использующих фундаментальные и прикладные исследования и разработки научно-педагогических коллективов ТГУ.

  • Создание и экспериментальная апробация сетевых программ основного и дополнительного педагогического образования на основе взаимодействия классического университета с педагогическим университетом, организациями общего и дополнительного образования, субъектами социально-экономического развития региона.

  • Аналитическое обобщение содержательных, методических, организационно-технологических и управленческих условий развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода.

Период реализации проекта: 2021–2025 гг.

Целевая аудитория проекта

  • разработчики программ по направлению «Образование и педагогические науки»

  • разработчики программ ДПО педагогических работников

  • органы управления образованием

  • исследовательские коллективы

Организации-партнеры проекта

  • Томский государственный педагогический университет

  • Региональный центр развития образования (Томск)

  • Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Идея проекта

Развитие педагогического образования обеспечивается через включение фундаментальных и прикладных исследований, разработок научно-педагогических коллективов классического университета в создание образовательных программ основного и дополнительного педагогического образования. Содержание и формы развития педагогического образования порождаются, оформляются и диссеминируются через коммуникативные профессиональные сети.

Сеть «Научные профильные исследования» строится под решение задачи порождения нового научно-педагогического знания и объединяет научные коллективы ТГПУ, ТГУ, вузов-партнеров из других регионов РФ. Выбор исследовательских направлений осуществляется путем открытых научных дискуссий и анализа проблем практики образования с участием ведущих российских учёных в области исследования и развития педагогического образования.

Сеть «Методические инициативы» – коллаборация ученых и школьных инициативных групп по экспериментальной апробации результатов и разработок, полученных в профильных исследовательских программах в практике общего образования и исследовательского сопровождения специалистами вузов инициатив «на местах».

Сеть «Новые образовательные программы» – результаты профильных педагогических исследований и внедрение их в практику экспериментальных площадок становятся основой для построения новых дополнительных профессиональных программ для педагогов, методистов, управленцев общего образования и для модификации ученых дисциплин студентов педагогических и непедагогических специальностей.

Разработанные методики преподавания, модели организации образовательного процесса, образцы программ общего и дополнительного образования и другие инновационные образовательные продукты должны быть диссеминированы в практику общего образования Томского и других регионов, в систему ДПО и педагогического образования на уровне РФ. Эта решается путем выстраивания сети «Технологические решения», содержанием деятельности которой является два процесса:

  • оформление результатов исследований, экспериментальной апробации в так называемые «коробочные решения», интегрирующие исследовательские данные, описание образовательных продуктов, программы подготовки кадров и условия масштабирования разработок;

  • организация специальной деятельности по экспертно-консультационному и образовательному сопровождению диссеминации методических инициатив и иных образовательных продуктов, построенная на методологии гуманитарного управления образовательными инновациями (Г.Н. Прозументова). 

Результаты проекта будут использованы

  • в практике ТГУ для развития направления «Образование и педагогические науки»

  • в практике общего образования Томской области для решения актуальных задач развития региональной системы

  • в практике ТГПУ для модификации основных образовательных программ подготовки педагогов

  • в практике национальной системы профессионального роста педагогов