Декан ММФ – гость рубрики «Кофе-брейк»
11.10.2021

Гостем традиционной рубрики «Кофе-брейк» стал декан ММФ ТГУ Леонид Гензе. В интервью газете ТГУ Alma Mater он рассказал, помогает ли знание математики решать рабочие задачи, кто, по его мнению, успешнее в управлении – физики или лирики и почему новым студентам нужен новый образовательный формат.

Управление «вытеснило» науку

– Леонид Владимирович, вы ученый и преподаватель со стажем. После перехода в статус декана факультета насколько пришлось корректировать свою деятельность? Остается ли время на науку?

– Работать в деканате я начал с лета 2002 года, а в должность декана заступил с первого февраля 2020-го. С одной стороны, за почти 18 лет работы я достаточно хорошо изучил изнутри работу деканата, познакомился с основными процессами, узнал про проблемы, сложности, нюансы, которые могут возникать, и уже осознавал объем и масштаб дел, вопросов, стоящих передо мной. С другой стороны, в марте 2020 года нам всем пришлось переходить на дистанционный формат, а это была совершенно новая и незнакомая реальность, которая вместе с частичной сменой управленческой команды подарила незабываемые впечатления – было чувство, что все мы крепко привязаны к необъезженной лошади, которая несется в непонятное будущее.

В итоге на первых порах об исследовательской деятельности вообще пришлось забыть. Потом ситуация с дистанционным, а позже – со смешанным обучением стала почти обыденной, поэтому появляется надежда, что ученый во мне не умер, а всего лишь спит. Что же касается преподавательской деятельности, то небольшая нагрузка по кафедре у меня осталась, и здесь хочется поблагодарить заведующего кафедрой Сергея Порфирьевича Гулько, который, понимая все сложности, существенно разгрузил меня от «звонковых» занятий.

– Что для вас сложнее – решать топологические задачи или управленческие?

– Эти два типа задач совершенно разные и по своей природе (первые – абстрактные, а вторые – из жизни), и по способам решения: решая топологические задачи, ты «борешься» только с собой, а решая управленческие, приходится бороться еще и с обстоятельствами, искать нужный подход к коллегам, студентам. Поэтому мне сложно сравнить эти задачи.

– Как вы считаете, кому проще быть управленцем – гуманитарию или специалисту в области точных наук и в чем лично для вас была основная трудность перехода на новую должность?

– Мне кажется, что фактор базового образования для дальнейшей карьеры управленца не является решающим – существует очень много успешных примеров управленцев как со стороны физиков, так и со стороны лириков. Тут скорее важно то, что в современных условиях чтобы быть хоть сколько-нибудь хорошим управленцем, необходимо получать дополнительные навыки (компетенции) – изучение успешных практик, обучение по специализированным программам, чтение литературы и тому подобное. И здесь на первый план выходит дисциплина, мотивация, заряженность на получение новых знаний.

DSC_0596.jpg

Математика учит всестороннему анализу

– Можно ли, будучи математиком, заранее просчитать какие-то жизненные ситуации? Насколько математическое образование помогает вам в административной работе?

– Ну вот так, навскидку, не могу припомнить такую (жизненную) ситуацию, для просчета которой мне бы потребовалась высшая математика. Обычная школьная – да, а вот та, которой учат на мехмате, – пожалуй нет.

Ну а насчет того, помогает ли математическое образование в административной работе – считаю, что да. Математика научила меня смотреть на проблемы, дела, ситуации «в комплексе», анализировать их с разных сторон, пытаться найти самое рациональное решение.

– Леонид Владимирович, какие знания и навыки, не свойственные вам ранее, пришлось развивать в себе после того, как вы стали деканом мехмата?

– В первую очередь – стрессоустойчивость, но это было связано в большей степени с уже упомянутым переходом на дистант. Кроме этого – терпимость и терпеливость. Также довольно трудно было привыкнуть к тому, что в определенных ситуациях диалог с коллегами приходится вести с позиции начальника.

– Где вы находили информацию, которой вам не хватало, как управленцу? Поделитесь, пожалуйста, названиями книг или ресурсов, которые оказались для вас наиболее полезными.

– Осенью 2020 года руководство университета направило меня на обучение на Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Это годичная программа, и сейчас я заканчиваю обучение, пишу выпускную работу. В учебном плане этой программы большая часть дисциплин как раз и оказалась мне полезна, как управленцу. Вот некоторые из них: «Общий менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Управление операциями (бизнес-процессы)», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Презентация проектов», «Организационная культура и управление изменениями», «Стресс-менеджмент», «Тайм-менеджмент», «Деловые переговоры».

Новые студенты – новая реальность

– Деканы во многом определяют стратегию развитию факультета. Какие задачи вы считаете приоритетными?

– Один из приоритетов – изменение образовательного процесса. Для начала – в узком смысле. Сейчас совершенно очевидно, что классические образовательные технологии не очень хорошо подходят для современных студентов. У них совершенно другие способы и возможности восприятия и усвоения информации. Это не хорошо и не плохо – это реальность. И нам надо под нее подстраиваться, ибо реальность под нас точно не подстроится. Конечно, есть еще один способ – менять реальность под себя, но мне кажется, что в данном контексте это гораздо более сложная задача, чем подстраивание.

IMG-20181029-WA0018.jpg

Вторая важная для нас задача – это работа с абитуриентами с целью привлечения на факультет как можно больше сильных ребят. Слава факультета произрастает из славы его выпускников. В этом направлении нам точно есть, куда расти.

Третья цель – омоложение факультета, причем не за счет сокращения старшего поколения, а за счет создания на факультете такой среды, чтобы молодые сотрудники захотели остаться у нас, а не уйти в бизнес, производство, IT и так далее. Четкого понимания, как такую среду создать, пока нет.

– И, наконец, последний вопрос: Леонид Владимирович, если бы вы не стали математиком, то кем?

– Весьма вероятно, что химиком, в школе химия тоже шла на «ура».

Автор: Елена Фриц
Фото пресс-службы ТГУ и из личного архива Леонида Гензе