Юристы ТГУ: как улучшить законы о дополнительном детском образовании
12 Января 2022

Юристы Томского государственного университета провели анализ российской системы дополнительного детского образования, в том числе занятий в спортивных секциях. Работу сотрудники вуза выполнили на правах соисполнителей вместе с УрГЮУ для Государственной думы Федерального Собрания РФ. Это первое такое крупное исследование Центра технологий образовательного права ТГУ в интересах госструктур. Предложения сотрудников ТГУ будут переданы в профильные комитеты Госдумы.

Главным исполнителем проекта «Мониторинг правоприменения законодательных актов на федеральном и региональном уровнях» стал Уральский государственный юридический университет. По проекту предстояло полностью изучить, насколько эффективна законотворческая деятельность Госдумы в сфере дополнительного образования для детей. Юристы ТГУ взяли на себя часть контракта — анализ доступности такого дополнительного образования в регионах, в том числе занятий в спортивных секциях.

— Мы анализировали российскую практику применения закона о дополнительном образовании, достаточность или недостаточность его регулирования, доступность для детей с ОВЗ, а также для детей из отдаленных населенных пунктов. Кроме того, мы изучали международный опыт в отношении этого закона и сделали вывод, что некоторые аспекты могут быть включены и в наше законодательство, — рассказывает Валерия Гончарова.

9S7AReLmScI_Goncharova_gor.jpg

Исследователи выяснили, например, что дополнительные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья проработаны в низкой степени. Также, поясняет Гончарова, в законе есть несколько пробелов, которые следует заполнить — например, в актах отсутствует единая система дополнительного образования. Существуют очаговые центры вроде «Кванториумов», однако под единую политику они не подведены.

— Кроме того, мы сделали вывод, что муниципалитеты у нас не наделены никакими полномочиями по устройству политики в отношении спортивных секций. Как правило, муниципалитетам не выделяют целевых финансовых средств на то, чтобы создать систему доп. образования, а обязательство к этому есть, — уточняет Валерия.

Выводы и предложения сотрудников Центра технологий образовательного права ТГУ Валерии Гончаровой, Дарьи Сенниковой и доцента ЮИ Юрия Филимонова были включены в отчеты мониторинга правоприменения. В ходе заседания ответственный комитет Госдумы принял решение передать все предложения исследователей в профильные комитеты для их дальнейшего обсуждения.

Для Центра технологий образовательного права ТГУ это был первый опыт выполнения крупного госзаказа в коллаборации с одним из ведущих юридических вузов России — УрГЮУ.