Выпускница ИЭМ предложила новую методику прогнозирования инфляции
11 Марта 2021

Выпускница бакалавриата ИЭМ ТГУ по направлению «Бизнес-аналитика» Екатерина Шабанова предложила новую методику прогнозирования инфляции для томского отделения Банка России и выиграла третью премию за лучшую ВКР среди 300 выпускников экономических факультетов вузов России 2020 года. Конкурс проводил Фонд «Институт экономической политики имени Егора Гайдара». Екатерина единственная представляла нестоличный вуз: кроме нее призы получили выпускники МГУ, ВШЭ и РАНХиГС.

Исследование Екатерины Шабановой посвящено прогнозированию индекса потребительских цен в России с применением ARIMA-моделей временных рядов.

– Работа началась с того, что представители томского отделения Банка России выразили свою заинтересованность в получении модели прогнозирования индекса потребительских цен (ИПЦ, с помощью этого показателя мегарегулятор измеряет уровень инфляции и определяет, какой будет ключевая ставка в будущем периоде). Так к нам в руки попала реальная промышленная задача, решение которой стало моей выпускной работой, – рассказала Екатерина. – В итоге был получен некоторый промышленный результат, который может быть использован для прогнозирования инфляции.

По словам Екатерины Шабановой, в работе предложена новая методика прогнозирования ИПЦ, основанная на применении ARIMA-моделей, и приведены все необходимые доказательства того, что эта методика в среднем дает более точный прогноз по сравнению с классическими ARIMA-моделями.

– Студенты, которые проходят у нас практику, могут почувствовать себя настоящими аналитиками: они решают сложные задачи в рамках регионального экономического анализа, которым занимается Банк России в каждом регионе. Одна из таких задач, которую решала Екатерина, – поиск новых инструментов для прогнозирования. Ее наработки, включая собственную методику прогнозирования, стали основой для нашего дальнейшего исследования по этой теме совместно с Томским государственным университетом, – отметила управляющая Отделением «Томск» Банка России Елена Петроченко.

Она отметила, что такой подход позволяет студенту почувствовать себя экспертом, причастным к подготовке материалов, на основе которых финансовый регулятор принимает решения. Это важный этап превращения студента в специалиста, который впоследствии будет востребован на рынке труда.

IRTRuDJtop0 с научруком.jpg

– Мы встречались с представителем ЦБ и обсуждали задачу вместе. Я подсказал, в каком направлении нужно двигаться, а Екатерина взяла и сама все реализовала, пришла уже с готовой работой. Потенциал у идеи, безусловно, есть, но мы её ещё не исчерпали. Будем исследовать дальше и проведем более жесткое тестирование, чтобы проверить, что всё хорошо работает, и после завести в продакшн, – рассказал научный руководитель Екатерины, и.о. завкафедрой информационных технологий и бизнес-аналитики ИЭМ Александр Богданов.

Одним из итогов работы также может стать совместная публикация.

Сейчас Екатерина Шабанова учится в магистратуре Высшей школы экономики по программе «Бизнес-информатика», но планирует вернуться в ТГУ.

Фото: ИЭМ