Выпускник ФилФ стал учителем года в томском туре федерального конкурса
19 Марта 2021

Выпускник филологического факультета Томского госуниверситета, учитель русского языка и литературы Академического лицея им. Г. А. Псахье Ринат Бакеев стал победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». В этом конкурсе приняли участие 42 учителя из 40 муниципальных школ Томска.

Ринат Бакеев рассказал нам о себе и своем секрете успеха.

– Ринат, когда вы поступили в ТГУ? Где работали после окончания?

– В 2001 году приехал в Томск из Казахстана, из Караганды. Проучился на филфаке, как и положено, пять лет, потом еще были три года аспирантуры. В 2006-м устроился на работу в Центр культуры ТГУ, проработал там восемь лет старшим администратором – организовывал студенческие мероприятия, администрировал все мероприятия, которые в центре проходили, но центральным направлением была организация нашей студенческой лиги КВН. Восемь лет я был ее директором, готовил молодые команды и возил их по различным турнирам, фестивалям в структуре АМИКа. В 2014 году наша взрослая команда «Северное слияние», в которой я участвовал, выступила в Высшей лиге КВН. Но тот сезон закончился для нас не совсем удачно, и я принял решение завершить свою карьеру в КВН, круто поменять свою жизнь – и пошел работать в школу.

– Почему именно в школу?

– У меня мама учитель математики, и в принципе я всю жизнь не выпускал эту мысль из головы – в случае чего пойти работать учителем. Если честно, я шел попробовать – получится ли, понравится ли... Ну и втянулся, и вот уже шесть лет работаю с удовольствием. Жалею только о том, что раньше не сделал этот выбор, поскольку, как выяснилось, это больше мне по душе, чем то, что я делал до этого. Хоть с первого курса и захлестнула меня творческая жизнь, но параллельно я занимался филологией как наукой, писал кандидатскую диссертацию. Правда, по разным личным обстоятельствам в положенный срок не защитил ее и больше уже к этому не вернулся. 

Но преподавательский опыт у меня был всегда – когда учился в университете, я подрабатывал в школах, вел спецкурсы, подготовительные курсы к экзаменам. Ну и работа в Центре культуры – тоже некая разновидность преподавания, потому что это работа со студентами. Так что орбиту школьного образования я всегда пересекал, соприкасался со школьной жизнью, и меня никогда не покидала мысль заняться этим плотно как основной работой.

Бакеев Р.А._2.jpg

– У вас, как у квнщика в прошлом, на уроках весело? Или как учитель вы строгий и серьезный?

– Часто отвечаю на этот вопрос. Те годы творчества, которые были в моей жизни, это, безусловно, фундамент, на котором сейчас строится моя работа, потому что дает мне энергию, помогает находить контакт с детьми, легче удерживать их внимание. Они знают, что я человек с чувством юмора, могу разрядить обстановку на уроке. В этом мое преимущество. Но, разумеется, я не могу перед детьми только шутить и показывать представления, в первую очередь перед нами стоит образовательная цель.

– А вы сейчас с ребятами каких возрастов работаете?

– В этом учебном году у меня один седьмой класс, четыре девятых и один десятый. Девятиклассники – это та параллель, которую я веду с шестого класса, с открытия корпуса лицея в Зеленых Горках. В общем, это мои родные ребята. В одном из девятых классов я классный руководитель, в этом году у меня будет первый выпуск.

Бакеев Р.А.jpg

– На ваш взгляд, ребята вас любят, уважают?

– Сложно оценивать самого себя с этой точки зрения. Но мне кажется – да. Я думаю, тут есть связь с тем, что наш филфак – не педагогический, дает более базовое универсальное образование. В педагогическом университете больше учат методикам преподавания, а наш филфак – это такая школа гуманитарная, где дают фундаментальные знания по лингвистике, по русской и зарубежной литературе. Считаю, что в этом тоже мое преимущество – я помогаю детям глубже погрузиться в предмет, и они это чувствуют.

– Что еще помогло вам победить в конкурсе?

– Во всех его этапах красной нитью идет представление некоего своего направления в работе, которое учитель считает удачным, имеющим результаты, которым он может поделиться с коллегами и продемонстрировать то, как он это воплощает. Я с 2016 года начал активно использовать в процессе обучения интернет-технологии, весь спектр интернет-ресурсов, которые можно использовать с помощью мобильных гаджетов на уроке. У меня есть три основных точки их применения. 

Первое – онлайн-опросы во время уроков, то есть дети закрепляют свои знания не ручкой на бумаге, а с помощью таких опросов. Второе – создание постов в соцсетях как одна из разновидностей письменных работ. Третье – видеоблоги как отрабатывание навыков устных публичных выступлений. Вот в этих направлениях я работаю и об этом рассказывал в рамках конкурса. Конечно, этим не исчерпывается всё, что я делаю как учитель, да и не может, но для конкурса нужно было выбрать что-то одно, что ты считаешь успешным, и об этом рассказать.

– В связи с этим, полагаю, переход на временную дистанционку из-за пандемии прошел для вас и ваших учеников спокойно и легко?

– Да, потому что мы с детьми и так уже были частично погружены в интернет-среду. И с введением дистанционного образования просто сделали это не на 20–30 процентов, а на 100.

– А еще в своем конкурсном эссе вы упомянули, что ведете канал на YouTube, где читаете отрывки из сочинений своих учеников. Как пришла такая идея?

– Я вспомнил, что раньше в журналах публиковали такие забавные выдержки из сочинений школьников. Когда стал работать учителем, всегда по мере проверки работ откладывал такие забавные моменты – делал ксерокопии и в стопку складывал. А потом подумал – почему бы не снять это на видео, самому не прочитать. Сначала делал это в Инстаграме, и люди писали – весело, давай еще... Потом это переросло в YouTube-канал, где я уже не просто зачитывал, а монтировал целые ролики. Сейчас у меня там 1200 подписчиков. Можно, конечно, и дальше раскручиваться, но просто последний год я ничего не выкладывал из-за большой нагрузки. Однако уже есть отложенный материал, если увижу, что зритель появится, то появится и желание продолжать. Было бы время.

– Когда у вас следующий этап конкурса?

– 16 марта мы, все участники, которых выдвинули на региональный этап, подали свои конкурсные материалы– это видеовизитка, мастер-класс, снятый на видео, и персональный сайт. Сейчас, до конца марта, идет заочный этап. Потом объявят, кто сколько баллов получил, и в апреле будет проходить очный этап, после чего выберут победителей регионального этапа. А вот про федеральный этап я не интересовался. У меня просто принцип остался еще со времен КВН – никогда не думай о том, что будет впереди; делай то, что нужно сейчас. Потому что когда ты начинаешь строить планы... Знаете, это как молодая команда, которая выиграла одну игру в университетской лиге – и уже мысленно стоит на одной сцене с Масляковым. Получится у меня пройти дальше – хорошо, но загадывать не надо.

– Пойти на конкурс было собственной идеей или это с подачи коллег, друзей, родных?

– Участие в любых профессиональных конкурсах дает хороший тонизирующий эффект. Это возможность посмотреть на себя со стороны, получить обратную связь. Я в целом люблю участвовать в разных конкурсах. В 2019 году у меня была победа в конкурсе среди учителей-мужчин «Рыцарский турнир», ну и более мелкие были конкурсы.

«Учитель года» – самый крутой из всех, и я хотел в нем участвовать, но знал, что на него надо идти с уже отточенным направлением. Мне наша администрация предлагала это еще с 2018 года, но я вежливо отказывался, так как понимал, что еще не готов. А в 2020 году решил, что можно уже и попробовать. То есть, с одной стороны, было и внутреннее желание, с другой – дружеский толчок со стороны начальства, за что им, конечно, очень благодарен. И очень хорошо, когда есть команда, которая тебе помогает облекать идеи в нужную форму. Мне посчастливилось, что у нас в лицее есть такая команда, которая сложилась вокруг меня, без них я бы точно не смог бы справиться.

Фото: с сайта Рината Бакеева http://bakeevra.tilda.ws/