В ТГУ создают новую модель образования, сочетающую онлайн и офлайн
3 Июля 2020

В ТГУ моделируют новую образовательную стратегию университета. Переход на смешанное обучение – это возможность сочетать традиционные формы с лучшими практиками, полученными при массовом переходе на дистант. Сейчас рабочая группа обсуждает направления, по которым необходимы первые изменения,– форматы образования, академический календарь, безопасный кампус.

Эксперты ТГУ одними из первых в стране поставили вопрос – каким будет образование в постпандемийную эпоху? Рабочая группа сотрудников университета анализирует опыт российских вузов по работе в онлайн-режиме и моделирует собственную образовательную модель.

– С одной стороны, мы фиксируем тот факт, что переход на дистанционную форму образования выявил негибкость образовательных программ, и это вступает в противоречие с запросами быстро меняющегося мира. С другой стороны, стал очевиден потенциал цифровых технологий. Наша задача – сложить новую модель, отвечающую на вызовы завтрашнего дня, – отметил проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков.

Прежде всего, модель смешанного обучения не предполагает переход на дистанционный формат. Это баланс очного обучения и того полезного, что может дать обучение в электронной среде. Поэтому один из важных вопросов – организация академического календаря, то есть в какой пропорции комбинировать онлайн и офлайн на каждой образовательной программе, как чередовать эти форматы, как составлять корректное расписание. Возможно ли в связи с эпидемиологической ситуацией уже с сентября проводить поточные лекции онлайн, а семинарские занятия и лабораторные – очно, в больших аудиториях с соблюдением дистанции?

– Переход к смешанной или комбинированной форме возможен с началом учебного года, но это будет зависеть от эпидемиологической ситуации в Томской области. Действительно, лекции для больших потоков нельзя проводить из-за сложностей с соблюдением социальной дистанции; такие лекции могут остаться в онлайн-формате, – сказал Евгений Луков. – Прежде всего мы сосредоточились на выработке регламентов для тех видов обучения, которые невозможны в дистанте – это лабораторные занятия. Также возможен перевод в очный формат семинарских и практических занятий, но в больших по площади (лекционных) аудиториях. Прорабатываются форматы проведения таких занятий, в частности, малыми исследовательскими группами со сменой учебных позиций.

Еще один важный вопрос – повышение квалификации преподавателей, чтобы традиционные практики «в цифре» не теряли эффективность. Для этого, в том числе, пройдет летняя школа-интенсив по педагогическому дизайну в рамках смешанного обучения.

Ключевое направление – сохранение и применение лучших практик, выработанных в период дистанционного обучения. Например, таких как проект «Пара на диване», где преподаватели рассказывают о лайфхаках для организации эффективного онлайна, интенсификации электронного документооборота и других методиках.

Кроме того, эксперты ставят вопросы соблюдения безопасности в общественных пространствах: масочный режим, соблюдение социальной дистанции – нанесение разметки в местах общего пользования, соблюдение личной гигиены, тестирование, информирование и мониторинг симптомов у окружающих.