В ТГУ исследовали, как музыка и фракталы влияют на сознание человека
13 Октября 2015

Необычный эксперимент прошел в Томском государственном университете в рамках I Международного студенческого симпозиума «Технологии спонтанного самовыражения как средство актуализации человеческой креативности». Его цель – изучить, как влияет музыка с синхроничными динамическими визуальными фракталами на изменение сознания человека, на его стимуляцию к поиску креативных решений.

DSC_3180-1.jpgМастер-класс «Эксперимент по раскрытию креативного сознания человека с использованием динамических визуальных фракталов и джазовой импровизации» был проведен лабораторией психологических практик психологического факультета ТГУ. Участником предлагалось послушать музыкальную импровизацию в совместном исполнении коллектива bSicTransit и музыкальной группы ритм-студии лаборатории. Одновременно на большом экране демонстрировались динамические изображения фракталов.

– В 2010 году ученые из СПбГУ опубликовали результаты исследований, которые показали, что воздействие фрактальных образов очень сильно изменяет структуру ритмов мозговой активности и, предположительно, вводит человека в творческое состояние сознания, – рассказывает предысторию эксперимента магистрант ФП Никита Яковлев. – Но исследование было проведено исключительно на заранее созданных фрактальных анимациях. Мы решили усовершенствовать методику. А именно: реализовали построение фракталов в реальном времени, что позволило сделать их реагирующими на живую музыку. Цель нашего эксперимента состоит в том, чтобы раскрыть или усилить творческий потенциал человека, используя эти научные методики.

DSC_3094-1.jpgКогда зазвучала музыка, на большом экране пришли в движение яркие красочные фракталы. Динамичный рисунок постоянно менялся, реагируя на каждый звук. Участники могли наблюдать, как исполнители на своих инструментах «рисуют» музыку – и вместе, и каждый по отдельности.

– Фрактал – такая структура, которая при увеличении масштаба показывает бесконечно большое число новых деталей. Это заставляет мозг обрабатывать информацию в режиме несколько более напряженном, чем обычный визуальный ряд, который мы наблюдаем в жизни. И фрактальная картинка может служить своего рода «массажером» мозга, – поясняет Никита.

Когда «представление» закончилось, зрителям предложили поделиться впечатлениями: какие чувства испытывал каждый во время музыкального и визуального синхрона, какие образы возникали в его сознании, как это повлияло на эмоциональное состояние. Оказалось, что одни и те же рисунки люди воспринимали по-разному. Кого-то они вводили в состояние релаксации, кому-то навевали воспоминания о прошлом, у других, наоборот, вызывали чувство напряженности. И это нормально, считает руководитель эксперимента, заведующий лабораторией психологических практик ФП профессор Валерий Кабрин.

DSC_3214-1.jpg– Фрактальные модели позволяют раскрыть ту динамику образов, которая есть у человека в сознании, которую очень трудно передать словами, – говорит Валерий Иванович. – Дальше мы будем изучать, насколько эти изменения существенны и насколько они универсальны. Считается, что человек, который научился входить в эти состояния, становится творческим, в какой бы сфере деятельности он ни работал, и наша задача – проверить, подтвердить эту гипотезу.

Для справки. Эксперимент проводился в рамках работы ритм-студии транскоммуникативного дизайна лаборатории психологических практик факультета психологии (руководитель – профессор Валерий Кабрин). Ритм-студия была создана три года назад как творческая площадка для магистрантов ФП, где бы они апробировали и обсуждали свои психологические проекты, магистерские диссертации. В настоящий момент участниками ритм-студии являются студенты, аспиранты и молодые ученые из разных факультетов.