Ученые оценили эффективность внедрения платформы Skyes в вузах РФ
14 Апреля 2021

Коллектив авторов под руководством директора Института передовых технологий обучения Томского государственного университета Елены Друговой проанализировал внедрение цифровой образовательной платформы Skyes в российских университетах. Выяснилось, что в целом и эффективность, и препятствия такой интеграции согласовываются с мировой практикой. Статья по итогам исследования опубликована в одном из ведущих мировых журналов в области передовых технологий обучения Education and Information Technologies (США).

Руководителем авторского коллектива стала директор научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» ТГУ Елена Другова. Также в числе соавторов статьи «На пути к модели интеграции инноваций в обучении: анализ внедрения цифровой образовательной среды в трех российских университетах на основе моделей TPACK – SAMR» – аналитик центра Ирина Журавлева, Дарья Гриц, которая в то время работала в крупнейшей онлайн-школе английского языка в Европе и крупнейшей компании в сфере образовательных технологий в России Skyeng, и сотрудница Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова Марина Аюшеева.

Елена Другова отметила важность того, что в исследовательскую команду вошли разные эксперты – в области и образования, и преподавания английского языка, и цифровой образовательной среды. Вместе коллектив сделал то, что каждому по отдельности было бы трудно.

– Отдельно подчеркну, что технологические компании все более заинтересованы в реальных научных исследованиях в области применения их продуктов. Это позволяет замерить результативность, отследить эффекты, скорректировать что-то. Прекрасным примером является недавнее открытие кафедры компании Skyeng на базе НИУ ВШЭ. Я считаю, что за такими исследовательскими тандемами – вуз + компания EdTech – большое будущее в области исследований образования, и уверена, что Томский госуниверситет тоже последует этому тренду. Собственно, наша работа – тому подтверждение, – добавляет Другова.

Drugova_beleckaya_tgu.jpg

Как говорит Елена Другова, идея статьи появилась около года назад, когда был объявлен прием заявок на публикации в тематическом номере одного солидного новозеландского журнала, посвященного использованию цифровых образовательных сред в университетах.

– Мы в тот момент анализировали внедрение Skyes в нашем университете, это был год апробации, поэтому у нас уже был интересный материал и хотелось дальше его развивать. Я спросила коллег и знакомых из научных кругов – кому тоже интересна эта тема? С помощью соцсетей мой запрос увидели многие, появились отклики, – рассказывает она.

В итоге собралась команда, и ее участники решили, что можно проанализировать опыт и других университетов, внедряющих эту цифровую среду, чтобы иметь более обширную исследовательскую базу, – тем более что представители платформы тоже были в этом заинтересованы и помогали собирать исследовательский материал, В исследование также вошли крупный федеральный университет и столичный университет.

Авторы исследования брали интервью у руководителей проектов по экспериментальному внедрению Skyes в университетах и у методистов Skyeng, проводили анкетирование студентов и преподавателей об их опыте использования данной платформы. При выборе методологии были использованы международные модели оценки степени интегрированности технологической инновации в образовательный процесс. С помощью специальных матриц отслеживалось, насколько преподаватели смогли встроить новую технологию в учебный процесс и адаптировать ее по нескольким уровням.

– При этом между собой мы университеты не сравнивали, потому что ситуации и мотивы внедрения этой платформы везде разные, масштабы тоже. Поэтому мы делали просто обобщающие выводы – что способствует внедрению цифровой образовательной среды, что препятствует. В целом они согласовываются с тем, что наблюдается в мировой практике. Так что я бы не сказала, что мы открыли что-то сверхновое, но подтвердили ряд гипотез, – отмечает Елена Другова. – В России такие исследования можно по пальцам пересчитать, и я рада, что мы внесли свой вклад в эту работу. Хотелось бы ее продолжать, поскольку внедрение цифровых инструментов в обучении в университетах будет происходить и дальше, и все более интенсивно. В этом случае мы просто обязаны понимать, как можно анализировать эффективность интеграции, что ей может препятствовать и как это можно преодолевать.

Подготовка, написание и доработка статьи заняли у авторского коллектива много времени, поэтому, к сожалению, в тематический номер, который был в планах, они не успели. Но издательство Springer высоко оценило потенциал материала и порекомендовало другие свои журналы.

– И мы замахнулись на самый престижный из рекомендованных, он входит в первый квартиль и у него очень высокие показатели. Там нам тоже предложили внести некоторые корректировки, но статья уже была в статусе «принято с необходимостью минимальных доработок», что было уже очень хорошим результатом. Мы сделали все необходимое, и в итоге на днях статья в этом журнале была опубликована, чему мы искренне рады. В моем немалом опыте научных публикаций эта, пожалуй, лучшая на сегодня, – подчеркивает Елена Другова.

Подробнее о методике и результатах исследования авторы рассказали на семинаре Института образования Высшей школы экономики 13 апреля.

Ознакомиться со статьей можно по ссылке.

Skyes – один из продуктов компании Skyeng, специально разработанный для изучения английского языка в российских вузах. Это облачная платформа с интерактивными упражнениями, аудио, видео, изображениями, гифками, тестами и текстами. Она предназначена для использования как в классе, так и для домашних заданий для самостоятельной работы студентов в качестве инструмента смешанного обучения. Skyes позволяет учителям сократить объем рутинной работы, например, поиск учебных материалов, назначение и проверку заданий. Студенты могут извлечь пользу из новых учебных материалов с точки зрения как визуального представления, так и содержания, интерактивности (мгновенная обратная связь с платформы), визуального отображения развития навыков (запись об успеваемости, значки) и возможности выполнять домашние задания в любом месте и в любое время с любого компьютера или мобильного устройства.

Фото: Вероника Белецкая, «Томский обзор»