ТГУ стал партнером российского консорциума «Цифровая дидактика»
29 Июля 2021

Томский государственный университет вошел в консорциум «Цифровая дидактика», созданный вузами и компаниями России для улучшения качества онлайн-образования. Об этом рассказали 28 июля на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Инициатор проекта – Московский городской педагогический университет, партнерами консорциума также стали банк ВТБ, Академия министерства просвещения РФ, издательство «Просвещение», образовательные компании Нетология и InternetUrok.

Во время пандемии обучающиеся и преподаватели столкнулись с необходимостью дистанционного обучения. По данным МГПУ, в период пандемии онлайн-образование охватило 1 миллиард учащихся, а количество студентов, проходивших онлайн-курсы в 2020 году, по сравнению с 2015 годом, выросло в 10 раз – с 5% до 49%. Этот период показал, какие проблемы предстоит решить, чтобы российское образование в цифровую эпоху соответствовало вызовам времени.

– За идеей консорциума стоят драматические изменения в образовании за последние несколько лет. Дистанционные технологии охватили все его уровни. Необходимо искать новые решения и подходы в дидактике, – сказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

NZ6_8476_МИА Россия сегодня_Цифровая дидактика.JPG

Согласно опросу рейтингового агентства RAEX, 70% студентов не хватает очного общения с преподавателями. Это подтвердила и директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова:

– Без цифровой дидактики университету не выжить. Нарушилась привычная коммуникация «студент — преподаватель». Студенты могут выключить камеру, если им не интересно. И нам предстоит найти, чем заменить прямое педагогическое воздействие.

Для этого, в том числе, и создана «Цифровая дидактика». Кроме того, задача консорциума – изучить технологические решения образовательного процесса, исследовать социологию процесса оцифровки образования, то есть понять, как учащиеся реагируют на изменения в структуре образования, как меняется дидактика, а для улучшения качества образования совместно создать новый контент: онлайн-курсы, методические материалы, цифровые платформы, сервисы, конструкторы, симуляторы.

– Важно, чтобы педагог понимал, какие ресурсы он использует на уроке, как это влияет на эффективность, как знание принципов цифровой дидактики повысит качество уроков и удовлетворенность самого педагога образовательным процессом, — считает Павел Кузьмин, и.о. директора Академии министерства просвещения РФ.

Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников отметил необходимость создания единой системы измерения успешности онлайн-образования в целом и каждого обучающегося в частности:

– Когда ввели ЕГЭ, школы стали выстраивать работу под этот стандарт. Важно подумать о том, какие метрики можно ввести, чтобы измерять, например, индивидуальный прогресс ученика, его гибкие навыки. Цифровые инструменты дают такую возможность. Можно сравнивать методики и ресурсы, дорабатывать содержание, проверять гипотезы. Появляется возможность сообща структурировать образование.

Программный директор образовательной компании «Нетология» Алексей Полехин посетовал, что «рынок образовательных онлайн-услуг растет, битва же за пользователя происходит не улучшением качества продукта, а путем маркетинговых коммуникаций».

В свою очередь, председатель совета директоров образовательной платформы «InternetUrok» Павел Арсеньев обратил внимание на другой важный аспект – необходимость включения родителей в процесс онлайн-обучения по триаде «учитель – ученик – родитель».

При всех сложностях онлайн-образования, нельзя не отметить и новые возможности. Так, 53% опрошенных студентов считают, что дистанционная форма обучения дала возможность планировать время и больше успевать, а 52% респондентов отметили повышение навыков самоорганизации.

– В МГПУ за последний год в 1,5 раза увеличилось число студентов, поступающих из регионов, победителей и призеров олимпиад. Среди университетов развивается конкуренция в применении цифровых технологий, что улучшит качество образования в целом, – резюмировал Игорь Реморенко. – Ведь цифровые технологии можно использовать и в очном формате обучения: составлять и отслеживать индивидуальную траекторию каждого ученика, делать подачу материала интереснее, давать больше возможностей для исследований и эмпирического метода обучения.

Посмотреть пресс-конференцию полностью можно на сайте МИА «Россия сегодня».

Текст: пресс-служба МГПУ. Фото, видео: «МИА «Россия сегодня».