ТГУ помогает проекту по реабилитации инвалидов с помощью VR-технологий
13 Мая 2021

Научно-образовательный центр перспективных исследований в области общественных и когнитивных наук ТГУ развивает партнерство с командой проекта VR GO. Цель проекта – сделать реабилитацию для людей с инвалидностью доступной и более эффективной, для этого разрабатывается программа двигательной реабилитации с помощью VR-технологий. Сотрудники Томского государственного университета, используя методы работы с большими данными, помогают авторам проекта с поиском людей, кому была бы полезна эта программа.

В основе технологии VR GO лежит принцип ассоциации реального и виртуального движения между человеком и его цифровым аватаром. Используя VR-очки Oculus Quest, пользователь интуитивно понимает, как контролировать движения аватара. Здесь происходит обращение к принципу идеомоторного акта: как только возникает представление о движении, появляются нервные импульсы, обеспечивающие его. Это позволяет формировать новые нейронные сети для построения движений человека. Заниматься пациенты могут как в медицинском учреждении, так и дома, что позволяет продолжать реабилитационный курс после окончания госпитализации.

Новым шагом в развитии проекта стал поиск сообществ людей с инвалидностью, которым могла бы помочь разработанная методика. За содействием команда проекта обратилась в Научно-образовательный центр перспективных исследований в области общественных и когнитивных наук ТГУ. Его сотрудники оценили страницы и группы в соцсетях на предмет ориентированности на людей с инвалидностью.

– Наше сотрудничество с проектом VR GO началось в октябре 2020 года и продолжается до сих пор. Я ищу страницы людей с ограниченными возможностями – у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а также реабилитологов, занимающихся их восстановлением, – поясняет сотрудник лаборатории экспериментальных методов в общественных и когнитивных науках ТГУ Екатерина Мищенко. – Существуют различные способы поиска информации в интернет-пространстве. В данном случае я использую анализ контента страниц и сообществ в соцсетях, формирую перечень лингвистических маркеров для дальнейшего автоматического поиска необходимых данных. Проект VR GО очень социально значим, и мы рады, что вносим свой вклад в его развитие.

Основатель проекта VR GO – выпускник ИИК ТГУ Николай Муравьев. В 2010 году на лыжной базе он получил травму позвоночника и потерял возможность ходить. Кроме Николая, в команде более 15 человек, в том числе финансовый директор Максим Жданов, научный руководитель Герман Шнайдер и научные сотрудники – психолог Кристина Апарина и врач-невролог Алина Латыпова.

– После операции нейрохирург сообщил, что для ускорения реабилитации мне нужно мысленно совершать движения ногами. Это было сложно, так как долгое время я был обездвижен и мой мозг не помнил, как это делать. Все это время я занимался реабилитацией, изучал разные технологии и однажды увидел VR-очки. Появилась идея перенести движения из головы в виртуальную реальность, – вспоминает Николай Муравьев.

VR GO Николай Муравьев.jpg

В 2017 году со своей идеей он пришел на хакатон «Кибер Россия», где проект получил денежный приз. На средства от хакатона был сделан первый прототип продукта.

Как рассказывает Герман Шнайдер, найти разработчика приложений для виртуальной реальности в Томске было весьма непростой задачей.

– В 2014 году, когда у Николая появилась идея проекта, технологии виртуальной реальности уже существовали, но технологически продвинутые устройства, обладающими достаточными параметрами для реализации концепта, были финансово малодоступны, да и продавались по предзаказам за рубежом. К 2017 году рынок VR-устройств сильно изменился, что повлияло и на компетенции разработчиков. Всё так сложилось, что Николай выступил на хакатоне с этой идеей, нашел людей, способных сделать первый прототип, и в 2017–2018 году мы уже получили MVP (minimum viable product) – продукт с минимальными расходами на старте проекта, – говорит Герман Шнайдер.

С тех пор команда довела первоначальную идею до создания полноценного программно-аппаратного комплекса. Он включает не только программное обеспечение, но и внешние модули, с помощью которых усиливается эффективность методики.

Первоначально методика была задумана для реабилитации пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, связанными с повреждениями спинного мозга. Постепенно команда проекта пришла к выводу, что их методика подходит и для реабилитации при других заболеваниях – в том числе аутоимунных, например, рассеянного склероза, а также ДЦП, когда человек с рождения не имел правильного двигательного паттерна.

– Когда мы только запускали апробацию, у нас была небольшая, но разнородная группа для исследований. Участвовали люди и с ДЦП, и с рассеянным склерозом, с черепно-мозговыми, со спинно-мозговыми травмами, с постинсультными состояниями. Кроме того, мы изучали не только функциональную активность человека, но и его психоэмоциональное состояние, используя шкалу HADS. Мы увидели, что у человека повышается мотивация, улучшается настроение. Нельзя сказать, что наша выборка репрезентативна, но во всех случаях по всем патологиям мы заметили положительную динамику, – подчеркивает Герман Шнайдер.

VR GO cоздаем виртуальную реабилитацию 2.jpg

Сейчас команда готовит более полноценные исследования – сконцентировавшись на инсультных больных. Изменились и условия проведения реабилитационных занятий, и временные рамки, отведенные на них. Так, первое исследование проводилось в Томске на базе фирм-партнеров, которые предоставляли свои площади. Пациенты приезжали туда для процедур ежедневно в течение двух недель. Сейчас, в условиях пандемии, выбрана другая схема: VR-очки выдаются пациентам на определенное время домой, бесплатно, при подписании соответствующего соглашения. Процедуры при этом занимают более длительный период – иногда свыше двух месяцев. По словам организаторов проекта, положительные результаты от этого заметно возросли.

С сообществами, ориентированными на людей с инвалидностью и подобранными совместно с ТГУ, команда проекта VR GО устанавливает обратную связь в виде опросов – о патологиях, реабилитации, самочувствии, проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды.

– За это время мы подтвердили свои гипотезы о проблемах в реабилитационном процессе вызванные высокой стоимостью, качеством и доступностью. Мы представляемся в сообществах, рассказываем о себе, ничего никому не продаем, не навязываем, не предлагаем никаких финансовых отношений. Следующим шагом может быть именно через эти каналы связи больше рассказывать о себе и наших успехах. Сейчас же они являются для нас достоверным индикатором, что мы идем в верном направлении, – отмечает Герман Шнайдер.

Узнать больше о проекте VR GО можно на его официальном сайте.

Фото: с сайта проекта.