Слушателям ИЭМ рассказали, что делает инновационный бизнес успешным
18 Октября 2021

Слушатели Президентской программы Института экономики и менеджмента ТГУ побывали на томских предприятиях – производственной площадке компании «Артлайф» и в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ). Такие стажировки являются обязательной частью образовательной программы. Инновационные производства и современный подход к управлению – руководители обоих предприятий сделали акценты на этих моментах.

В Инжиниринговом химико-технологическом центре слушатели Президентской программы пообщались с его директором Алексеем Князевым.

IMG_9501_новый размер.JPG

– Наша компания небольшая, 35 человек, два офиса в Томске и Новосибирске и технологический участок – небольшой цех с оборудованием. Мы сочетаем в своем бизнесе всё, чего недостает промышленности, чтобы внедрять научные разработки, и чего недостает ученым, чтобы быть полезными для промышленности, – рассказывает Князев.

Алексей добавляет, что иногда в ИХТЦ обращаются с таким запросом: у нас есть такое-то количество средств, площадка – придумайте, что нам здесь построить, что выпускать.

– Так что наша история – про масштабирование технологий. Мы готовим технико-экономическое обоснование, просчитываем инвестиции, предлагаем идеи. Недавно защищали 20 веществ перед руководством Салаватского химического завода. После защиты осталось 3 возможных вещества, в итоге на заводе будет производиться одно, – объясняет Алексей Князев.

Один из слушателей Президентской программы, декан механико-математического факультета ТГУ Леонид Гензе поделился впечатлениями от этой встречи:

– Алексей очень подробно и увлекательно рассказал, чем занимается ИХТЦ. Вопросы мы договорились задавать прямо во время выступления и задали их довольно много (в том числе и несколько неудобных), и на каждый получили подробный ответ. Об успешности центра можно судить по тому, что 95% заказчиков повторно обращаются за услугами в ИХТЦ.

IMG_3948.JPEG

Производственная площадка «Артлайфа» в центре Томска – пример современного экологичного подхода к производству. Директор Александр Австриевских рассказал о 24-летней истории и перспективах компании.

Работа с самого начала шла в тесной связке с наукой. В 2000 году Александр защитил кандидатскую диссертацию, в 2005-м – докторскую. Свой бизнес начинал в конце 1990-х в Америке, затем начался российский этап – так появилась группа компаний «Артлайф».

– Очень сложно открывать это направление бизнеса в России, – поделился опытом Александр Австриевских. – Мы сразу стали внедрять кластерный подход: у нас есть все этапы производства, всё производим сами, в том числе высокотехнологичное оборудование. С самого начала у нас была сложная задача: мы находимся далеко от рынков сбыта, да и конкуренция на рынке БАДов уже была серьезная: некоторые компании на рынке по 50-70 лет, а мы только появились.

Как пояснил Австриевских, чтобы удивить рынок, требовалась продукция эффективная и высокотехнологичная. Сейчас у «Артлайфа», например, единственный в России завод, который делает твердые желатиновые капсулы, в том числе для фармацевтики. В год продается 1 млрд 200 млн капсул, в 2022 году планируется перейти рубеж в 2 млрд капсул. Несмотря на удаленность Томска от Европы и основных регионов потребления, капсулы поставляются по всему миру.

– Около 20% продукции, представленной на российском аптечном рынке, произведено нами или с нашим участием, – продолжил Александр Австриевских. – У нас инновационные технологии внедряются в производство. Биотехнологический комплекс позволяет нам развиваться в области биотехнологий. В собственных лабораториях мы ведем исследования – это шаг к созданию продуктов будущего.

Как отмечает директор офиса программ для руководителей, MBA ИЭМ Ирада Магаева, стажировка слушателей в ведущих и зарубежных российских компаниях – элемент подготовки специалистов в рамках государственного плана. С 2020 года стажировка в российских компаниях – это обязательная часть образовательной программы. Она проходит во время обучения, слушатели знакомятся с одним или несколькими направлениями деятельности принимающего предприятия.

– Такой формат обучения полезен специалистам для закрепления пройденного материала, уточнения направления решения проектных задач. Слушатели узнают о передовых практиках, новых технологиях управления, производства и продвижения современных предприятий, продуктов и услуг, – поясняет Ирада Магаева. – По результатам все слушатели готовят презентацию: рассказывают о личных итогах, что полезного узнали, какие моменты будут применять в своей профессиональной деятельности. Стажировка помогает наладить профессиональные контакты и обмен информацией, может стать основой для совместных проектов.

Подробнее о стажировках-экскурсиях для слушателей Президентской программы в ИЭМ можно узнать по ссылке.

Текст и фото: ИЭМ