Ректор ТГУ: вузы РФ стали полноправными игроками на рынке EdTech
13 Сентября 2021

Сегодня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и ректоры ведущих вузов страны представили результаты исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Аналитику подготовили коллективы 13 университетов, она продолжает серию докладов на тему изменения образования в эпоху коронавируса. Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский рассказал о новых инструментах цифровой экосистемы университетов для управления качеством образования и примерах того, как вузы стали серьезными игроками рынка EdTech.

EdTech – индустрия Education Technology – это практика внедрения и использования в образовательном секторе технологий и нестандартных решений для лучшего усвоения знаний и обмена практическим опытом.

Для исследования были опрошены 36 тысяч студентов и 24 тысячи преподавателей, кроме того, впервые участниками опроса стали 800 родителей студентов. Команда ТГУ выступила одним из ключевых исполнителей проекта, ознакомиться с полным текстом которого можно здесь.

– Удивительный вывод сделан по итогам: ведущие вузы, сильные, которые уделяли много внимания не только методике работы, работе с кадрами, с работодателями, но и цифровым сервисам, – они смогли сохранить качество образования, – отметил Валерий Фальков. – Не пандемия как таковая существенно снизила или повысила качество образования, она как рентген высветила проблемы в высшей школе и показала, что сильные вузы стали сильнее, а слабые стали слабее. И наша задача – увеличивать количество вузов с высоким качеством образования.

Участники круглого стола

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал о тенденции, которую выделили авторы исследования: сильные вузы «вкладываются» не только в создание отдельных цифровых инструментов и решений, но и в формирование единой цифровой экосистемы. 

– Новые цифровые решения, learning management, marketplace content – это технологическая основа для повышения качества образования, – подчеркнул Галажинский. – Вузы стали стейкхолдерами и полноправными участниками рынка EdTech, этого раньше не было. Традиционно считалось, что вузы медленные и неповоротливые, но жизнь заставила нас работать с образовательными технологиями. Многие вузы сейчас работают с платформой SkyEng, у нас в ТГУ есть отдельный проект с «Английским пациентом», который направлен на изучение русского языка иностранцами.

Напомнил ректор и о совместной разработке ТГУ и компании Enbisys – платформе адаптивного изучения математики Plario. К Plario, кроме Томского госуниверситета, подключены другие вузы Томска, а также Иркутска. Согласно исследованиям, студенты, которые после входной диагностики на Plario имели уровень 22%, после восьми часов занятий повышали его до 73%.

– (Как результат стресс-теста в пандемию) вузы научились еще и собирать данные об образовании, все цифровые следы сейчас агрегируются и анализируются. В России уже создан Университетский консорциум исследователей больших данных, где работают 35 вузов, и от сбора данных мы переходим к управлению на основе больших данных, – отметил ректор ТГУ еще один аспект развития образования в эпоху пандемии. – И как закономерный результат – нацпроект «Демография», в рамках которого действует единая LMS-система, объединяющая 85 вузов страны. Все данные обучающихся собраны в единой системе, только за 2021 год более 56 тысяч человек там зарегистрированы и проходят обучение. Это мощный катализатор перенастройки системы образования и ее ориентации на потребности рынка труда.

Исследования образования в эпоху пандемии подготовлены ректорами и рабочими группами 13 ведущих российских вузов и инициировано министром образования и науки РФ Валерием Фальковым. Цель этого глобального исследования – извлечь уроки из опыта экстремального режима работы системы высшего образования.
Первый доклад «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее».
Второй доклад «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы».
Третий доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию».