Психологи ТГУ разработали комплекс для когнитивного развития человека
18 Октября 2021

Команда факультета психологии Томского госуниверситета разработала новое устройство для развития и диагностики когнитивных способностей человека, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности – AICOG. Сейчас закончена подготовка к подаче заявки на изобретение и апробация этого продукта в университете в научно-исследовательских проектах ФП ТГУ. Создание такого программно-аппаратного комплекса когнитивного развития человека соответствует целям и задачам проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», включенного в стратегию развития вуза на ближайшие годы.

– Активизация процессов мелкой моторики и ментальной репрезентации объектов по тактильному восприятию является важным элементом развития когнитивных навыков. И проблема поиска нового инструмента когнитивного развития становится все более актуальной. Ведь множество классических инструментов утратили свою актуальность, а современные методы диагностики и развития когнитивных навыков, такие как сенсорные комнаты и тренажеры, требуют больших материальных вложений, – пояснил необходимость создания нового устройства декан ФП ТГУ Дмитрий Баланёв.

Томские психологи предложили эффективное устройство с технической системой для проведения диагностики, коррекции и развития когнитивных способностей, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности. Это тренажер с возможностью искажения зрительного пространства: отражения изображения, искажения цвета, использования временной задержки и так далее. Образовательный процесс в этом случае становится увлекательным и эффективным. 

– Взаимодействие c устройством происходит за счет выполнения простых двигательных операций. Человек помещает руки внутрь корпуса, и ему предлагается выполнить несложные действия, направленные на мелкую моторику, например, сложить пирамидку или оригами. При этом он видит происходящее не в реальности, а на экране, размещенном перед руками. За счет искажения видимого поля процесс усложняется. Мозг начинает анализировать происходящее – и совершенствует механизмы контроля моторики, чтобы справиться с заданием, которое до этого выполнялось посредством автоматизированных двигательных навыков  – объясняет лаборант лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ФП ТГУ Анастасия Иванова.

Устройство AICOG предлагает разнообразные задачи, направленные на развитие широкого спектра когнитивных компонентов. Сам продукт включает тренажер, методическое обеспечение и консультативную поддержку психологов. 

На факультете психологии ТГУ уже прошла апробация продукта в рамках научно-исследовательской деятельности, был организован мастер-класс с использованием рабочего прототипа. Сейчас авторы подали заявку на патент и разрабатывают пути вывода устройства на рынок. 

– Одним из способов выхода на рынок мы видим внедрение нашего устройства в индустрию квестов. Например, такая задача, как ввести пароль, чтобы пройти к следующему этапу за счет нашего устройства, может значительно усложниться и сделать сам квест интереснее. Также на основе AICOG можно выстраивать индивидуальные квесты для детей по типу развивающих кубов, где нужно развязать шнурок, отодвинуть щеколду или расстегнуть молнию. Мы можем простроить целый сценарий для ребенка по выполнению таких простых задач, усилив таким образом развивающую функцию такого куба, – пояснила Анастасия Иванова.

Команда разработчиков AICOG предполагает, что их когнитивный тренажер будет востребован в образовательных учреждениях, учебных центрах, игровых залах и комнатах, а также в психологических реабилитационных центрах.

Реализация стратегического проекта Томского госуниверситета «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» соответствует целям и задачам направления «Эффективное взаимодействие человека, природы и технологий» Стратегии научно-технологического развития (СНТР) России. Проект направлен на реализацию целей устойчивого развития (ООН), стоящих перед человечеством, эффективного ответа российского общества на большие вызовы. Предполагается, что в результате будут получены методики выявления принципов взаимодействия биологического и технологического и разработаны технологии наращивания (усиления, дополнения, расширения) человеческих возможностей по трем направлениям: когнитивному, биологическому и медиакоммуникативному.