Китайский «календарь» как признак статуса: редкие находки в музее ТГУ
30 Декабря 2021
Как показывают исследования археологов Томского государственного университета, уже как минимум 1000 лет назад населению окрестностей современного Томска были известны монетовидные календарные амулеты-«чохи» («чох» – монета). Такие предметы могли использоваться в качестве подвески или украшения, а также талисмана. Позволить себе такое приобретение могли люди с очень высоким статусом. В музее истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского хранится несколько таких «календарей», попавших в ТГУ из средневекового Китая.

– Один из этих артефактов хранится в нашем музее уже сто лет, – рассказывает заведующий музеем Илья Коробейников. – Его передала в музей в 1921 году Ольга Иваницкая – жена сибирского золотопромышленника, мецената и археолога Иннокентия Кузнецова-Красноярского. В конце ХIХ века он собирал коллекцию древних артефактов в Минусинской котловине (современная территория республики Хакасия и юга Красноярского края). По-видимому, такой бронзовый «календарь» был приобретен у «чёрных» копателей-бугровщиков, которые вскрывали и грабили древние захоронения. На одной стороне изделия изображены 12 животных, символизирующих 12-летний цикл, на другой – два дракона, представляющие некий мифологический сюжет.

DSC_7417_.jpg

Как отмечают историки, именно из-за большого количества нелегальных раскопок, которые велись местным населением в царское время, китайские бронзовые изделия крайне редко встречаются в томских могильниках.

Географическое происхождение второго артефакта пока не установлено. Если исходить из его сохранности, вероятно, этот предмет также до 1920-х гг. был извлечен из земли в ходе грабительских раскопок. Один из самых интересных экспонатов – находка, сделанная учёными ТГУ и ТГПИ в 1945 году во время раскопок древних курганов в урочище Басандайка близ Томска.

– На лицевой стороне диска по его внешнему краю расположены фигуры: 12 символических зверей поточно-азиатского хронологического цикла; под изображением каждого из них поставлен китайский числительный иероглиф, соответствующий неизменному порядковому номеру данного зверя в их общем ряду, – пишет в статье «Китайские бронзы из Басандайки» историк-китаевед Александр Маракуев, в середине ХХ века работавший в ТГУ на кафедре экономической географии. – На обратной стороне диска имеется барельефное изображение старика, сидящего под развесистым деревом и смотрящего на тигра (это один из «благовещих» зверей цикла).

Монетовидный амулет был найден рядом с останками одного из шести тел отдельно отстоящего кургана на Басандайском могильнике. Скорее всего, именно этому человеку он принадлежал при жизни. По мнению учёных, исследовавших монетовидный амулет, его изготовление можно отнести к временам конца Танской — начала Сунской династии (IX-X вв.) в Китае.

Еще один предмет из коллекции древностей Минусинского, Ачинского и Енисейского округов был пожертвован сибирским купцом, благотворителем Иваном Гадаловым, приобретшим эту коллекцию специально для передачи в археологический музей Томского университета в 1889 году. Монетовидный «календарь», несмотря на неполную сохранность, полностью идентичен изделию с Басандайки.

WhatsApp Image 2021-12-29 at 12.03.20.jpeg

Поскольку находки в виде китайских зеркал и календарей на территории современной Томской области и Сибири встречаются не часто (как уже говорилось ранее, немало курганов было разграблено), предполагается, что попадавшие сюда сотни лет назад вещи из Китая могли позволить себе люди только высокого статуса и достатка.

– После басандайской находки 1945 года у нас есть полные основания предполагать, что восточно-азиатский цикл (в китайской интерпретации) был известен и в Уйгурском государстве уже в IX-X вв, – пишет в своей статье 1947 года Александр Маракуев. – Восточно-тюркские племена в это время не меньше китайцев, корейцев, японцев и монголов верили в мистическое значение животных, управлявших чередованием годов. Так, в старом тюркско-арабском словаре Диван лухат ат-Тюpк, написанном Махмудом Кашгарским в 1073 г., можно прочитать, что в год быка надо ждать войны, в год крокодила (заменившего на Западе китайского дракона) можно ждать обильных дождей и, следовательно, хорошего урожая, в год вепря надо ожидать холодов и, как следствие, нужды. Этой мистики, вероятно, не были чужды и «томичи» IX-X вв.