Философы ТГУ выясняют, каким должен быть университет будущего
25 Мая 2021
Идентичность университета как социального института в контексте глобальных вызовов технонауки – актуальная научная и социальная проблема, решение которой позволит ответить на вопрос: какая модель университета может оптимально обеспечить сближение общества, науки, технологии и инновационной деятельности сегодня и в будущем. Какими должны быть вузы будущего, сейчас выясняют философы ТГУ при поддержке гранта РФФИ.

Обсуждение проблемы идентичности на сегодняшний день затрагивает перспективы преподавания, исследования и проблему управления современным университетом. Переход к обществу знаний обусловил изменения в науке во всех ее трех важнейших аспектах: как системы знаний, как социального института и как теоретической деятельности.

– Эти трансформации обозначились релятивизацией научных знаний, накоплением неопределенностей и рисков, парадигмальным сдвигом от науки фундаменталистского типа к исследованиям, в которых знания социально конструируются. Это не могло не затронуть университет, который не только производит новые знания, но и уточняет существующие, а также транслирует знания посредством программ обучения, – рассказывает руководитель проекта, заведующая кафедрой философии и методологии науки философского факультета ТГУ Ирина Черникова.

Ирина Черникова

На первом этапе работы по проекту «Идентичность университета в эпоху глобальных вызовов технонауки» осуществлен анализ феномена технонауки как контекстного поля трансформации идентичности университета как социального института. Технонаука предстает как современная форма научной деятельности, в рамках которой наука и технология образуют гибрид теоретической деятельности и социальной практики. Этика технонауки требует от исследователя способности саморефлексии по поводу методов, целей и последствий применения технологий. Задача современного университета в этих условиях – взращивать ответственного профессионала, личность, осознающую так же внутреннюю и бытийную ответственность человека как глобального гражданина.

Взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий экспоненциально увеличило количество людей, участвующих в глобальной коммуникации, вне зависимости от расстояния между ними. Возможность мгновенно получать и передавать информацию практически любого объема, быстро находить необходимые актуальные сведения в глобальном информационном пространстве ведет к беспрецедентному расширению доступа к знаниям, распределенным в обществе.

Современные наукоемкие технологии, увеличивая сферы своего приложения, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста. Высшее образование практически потеряло эксклюзивность, став не просто массовым, а даже универсальным, доступным для всех слоев общества. Ежегодно увеличивается количество исследовательских групп, не связанных с институционализированной наукой, что в широком социальном масштабе ведет к депрофессионализации «рабочих знаний» и размыванию границ академической науки и высшего образования.

 – Вызовы современному университету обусловлены формированием новой модели производства знания, цифровой трансформацией образования, стремительно ускорившейся на фоне пандемии СOVID-19 и вынужденного перехода на формат онлайн-обучения, а также осознанием необходимости перехода к «сложностному (экологическому) мышлению» как условию понимания открывшейся науке сверхсложности мира, – пояснила Ирина Черникова.

На основе проведенного исследования эволюции университета, выявлены особенности его функционирования на современном этапе. При сохранении целевых установок (наука и образование), существенным образом изменяются механизмы получения и трансляции знаний, а также актуализируется социальная ответственность университета как коллективного эксперта.

Коллектив проекта также участвовал в работе над подготовкой издания труда Рональда Барнетта «Экологический университет. Осуществимая утопия» в рамках серии «Монографии выдающихся зарубежных исследователей. Впервые на русском языке», опубликованной в конце 2019 года. Профессор Барнетт, один из лидеров направления социальной философии университета, раскрывает роль университета в мире и предлагает оптимистичный сценарий развития университета будущего, основанный на этике ответственности.