Как найти свой путь в ТГУ: молодые ученые – о своих научных проектах
3 Декабря 2020

Помимо источника знаний Томский государственный университет – еще и площадка для самореализации, где есть много возможностей раскрыть свой потенциал. На круглом столе «Построй себя: траектории развития молодых учёных и студентов ТГУ» студенты и сотрудники вуза рассказали, как университет помогает им в создании и реализации научных и предпринимательских проектов.

Важнейший приоритет университета – стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, способной к самостоятельным научным и мировоззренческим решениям. Из Миссии Томского государственного университета

Спикерами круглого стола стали младший научный сотрудник лаборатории «Когнитивные исследования языка» Андрей Степаненко, студент 3 курса ИЭМ, победитель игры «Построй компанию. Продай компанию 2020» Сергей Круглов, менеджер отдела по работе с персоналом ТГУ Вадим Пак и инженер ФТФ Кирилл Костюшин.

Участники мероприятия обсудили несколько вариантов развития молодых специалистов в ТГУ. Уделить внимание старались наиболее актуальным примерам и проектам, которые были реализованы в последнее время. 

2020-12-03 15.28.46.jpgАндрей Степаненко представил web-сервис по автоматическому анализу и синтезу новостных текстов «WORLD2NEWS». Сейчас уже создан действующий прототип, который способен на основе анализа текста генерировать заголовки, выделять участников событий и место действия.  В отличие от большинства аналогичных программ, в разработке молодых ученых ТГУ функционал гораздо шире, например, пользователь может выбрать вариант заголовка как полностью сгенерированного нейросетью, так и созданного при помощи формальных грамматик.

– Работа над приложением начиналась как обычный студенческий проект. Потом на основе магистерских диссертаций, а также работ наших научных сотрудников «WORLD2NEWS» приобрел готовое решение. Сейчас мы уже ведем переговоры на разработку конкретного техзадания, чтобы выпустить наше приложение в свет, – рассказал Андрей Степаненко

Но даже при наличии в ТГУ большого количества путей и каналов для развития студентов некоторые обо всех попросту не знают. Поэтому часть инновационных разработок и оригинальных проектов не доходят до «большой публики». Решить этот вопрос призвана тьюторская служба университета. Однако чтобы успешно простроить траекторию развития каждого студента, нужно либо за каждым закрепить индивидуального тьютора, либо найти альтернативное решение.

Вадим Пак

– Рассуждая над этим вопросом, мы пришли к выводу, что университету нужно либо нанять тысячу живых тьюторов, либо одного цифрового. Поэтому использование ИИ в данной сфере – не просто дань моде, а жизненная необходимость. Мы предложили вариант такого тьютора, который на основе цифрового следа выявляет интересы студента, составляет индивидуальную подборку мероприятий и собирает обратную связь. Сейчас мы разрабатываем такую платформу на базе Moodle и надеемся запустить ее уже до конца учебного года, – рассказал о разработке Вадим Пак, менеджер отдела по работе с персоналом ТГУ. 

Работе с искусственным интеллектом сейчас уделяют особое внимание специалисты совершенно разных областей: Андрей Степаненко использует его для анализа текстов, Вадим Пак применяет в образовании. А вот команда Кирилла Костюшина решила задействовать ИИ в проектировании дронов и взаимодействии с ними. Результатом работы стал «AR.Drone Kit» – многофункциональный учебный конструктор, позволяющий собрать квадрокоптер по инструкциям мобильного приложения с дополненной реальностью.

– Из-за расширения области применения дронов мы считаем, что уже сейчас нужно начинать применять их в образовательном процессе, учить взаимодействию с ними, их конструированию. Поэтому мы разработали образовательный комплекс, состоящий из двух частей: коптер-конструктор и мобильное приложение с дополненной реальностью, содержащее инструкции по сборке и учебный материал. Это позволит увеличить вовлеченность учеников и качество освоения материала, – объясняет идею своего проекта Кирилл Костюшин.

Помимо классических примеров реализации инициатив студентов через научные и практические работы, в ТГУ можно попробовать найти себя через интенсивны, тренинги и конкурсы. В них тоже можно успешно заявить о себе, как это сделал студент ИЭМ Сергей Круглов. В этом году он стал победителем бизнес-игры «Построй компанию. Продай компанию» от «ТехноСпарка», где нужно было продемонстрировать базовые предпринимательские компетенции. Лучшие участники этой игры получили стажировки в партнерских компаниях, Сергей – в московской компании Ronavi Robotics.

– Сейчас на стажировке мне нужно спроектировать робота-погрузчика для складов нового поколения. Для этого мне приходится анализировать рынок логистических роботов, разбираться в проектировании и искать имеющиеся на рынке комплектующие, чтобы как можно быстрее создать жизнеспособный продукт. В дальнейших планах – защитить стартап-диплом в ТГУ и либо остаться дальше работать в компании «ТехноСпарк», либо стать самостоятельным предпринимателем, – делится планами на будущее Сергей Круглов.

С полной видеозаписью круглого стола можно ознакомиться на YouTube-канале «РИА Томск».