Исследования ТГУ помогут снизить стресс от жизни в двух реальностях
10 Сентября 2021

В условиях глобальной цифровизации и перехода значительной части жизни человека в онлайн-пространство у многих людей происходит постепенное нарастание психологического стресса. Междисциплинарная группа учёных Томского государственного университета намерена выяснить особенности его формирования и разработать технологии сохранения психологического благополучия и физического здоровья россиян.

– Переход в онлайн, который и без того шёл довольно активно, был значительно ускорен пандемией и приобрёл тотальный характер, – объясняет один из организаторов исследования, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич. – Виртуальная среда формируется и живет по своим законам, оказывая все большее влияние на первую, «реальную». Однако, глубже погружаясь в цифровой мир, человек все чаще вынужден пересекать границу между этими двумя реальностями. И чем глубже погружение – тем большим стрессом становится каждый такой переход.

l.v.-kapilevich.jpg

Учёные сравнивают сложность многочисленных переходов из одной реальности в другую со сменой климатических или высотных условий. Например, когда человек, живущий на равнине, поднимется высоко в горы, ему требуется время на адаптацию. За две недели организм привыкает к новой среде: атмосферному давлению, уровню кислорода и другим изменениям. Если спуски и подъёмы происходят часто, это не позволяет организму подстроиться под окружающие условия. При этом страдают все его системы – сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и другие.

Когда человек курсирует между двумя реальностями, складывается схожая ситуация. Однако нагрузка в большей степени приходится на ментальное здоровье, со временем возникает и ряд физиологических проблем – страдает и ухудшается зрение, нарушаются функции опорно-двигательного аппарата. По мнению учёных, эта тенденция в обществе со временем будет только нарастать.

– Переход к цифровой экономике и онлайн-образованию неминуемо ведёт к тому, что человек будет всё больше времени проводить в виртуальном пространстве, – говорит Леонид Капилевич. – Теперь интернет – наша новая реальность. Хотим мы или нет, но каждый из нас живёт в нескольких рабочих или учебных чатах, порой путаясь в них. У нас нарастает синдром информационной перегруженности. Найти и обеспечить баланс между реальным миром и онлайн становится всё более сложной задачей.

577A6203.jpg

К примеру, сейчас университеты с первого шага погружают студентов в цифровой мир: расписание на онлайн-ресурсе, часть заданий – в системе электронного университета. За годы учёбы человек рискует приобрести не только профессиональные знания и навыки, но и проблемы со здоровьем. Могут возникать сложности с коммуникацией, поскольку люди, живущие в онлайн-среде, отвыкают от «живого» общения.

Задача исследований, в которых планируется участие учёных ТГУ самых разных профилей – физиологов, психологов, айтишников и других, – изучение механизмов взаимного влияния цифрового и реального мира на психическую сферу и физическое состояние человека, на его когнитивные функции и коммуникативные способности. Полученные данные могут стать основой для разработки подходов и принципов психологической и физической адаптации человека к существованию в двух реальностях и переходам между ними.

– С учётом того, что в Томске планируется строительство масштабного студенческого кампуса, такие технологии становятся просто необходимыми, – отмечает декан факультета психологии ТГУ Дмитрий Баланёв. – Крайне важно, чтобы по завершении обучения из университета выходил не только молодой специалист, но и человек, у которого сформированы правильные ценности и образ жизни, включая заботу о собственном здоровье.

Добавим, что учёные ТГУ уже создали предварительный задел для новых исследований. В предыдущие годы они изучали особенности влияние физических упражнений на когнитивные функции спортсменов, специфику поведения людей в интернет-пространстве. В частности, исследовалась связь между проведением большого количества времени в виртуальной реальности и ухудшением психологического состояния.