Главный корпус:
634050, Томск
пр.Ленина, 36
Тел.: (3822) 52-98-52
Главный корпус:
634050, Томск
пр. Ленина, 36
С 28 по 30 мая в Томском государственном университете прошел паблик-арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства», посвященный проблеме сохранения культурного наследия Томска и его творческому осмыслению современными художниками. Тема этого года – «(Раз)Очарованный круг» – обращается к проблематике локального контекста, культурного наследия и инноваций в развитии городской среды. На территории Университетской рощи возле старинного моста через реку Медичку разместились более десятка работ художников – граффити и public-art-объекты.
Как шла подготовка к фестивалю, какой оказалась реакция на него и чего томичам ждать от следующего аналогичного мероприятия, рассказала автор проекта и его руководитель, заместитель директора Института искусств и культуры ТГУ по творческой деятельности Анастасия Куклина.
– Анастасия, «мУкА. Склады искусства» 2021 года – это второй такой фестиваль для Томска. Сложнее или проще было его организовать? С одной стороны – уже есть опыт, с другой – новая площадка, новые условия, да еще и с учетом пандемии.
– Конечно, было сложнее, поскольку немного изменился сам формат фестиваля. В первый раз он был активистским – мы привлекали внимание к складам Горохова, необходимости реставрировать этот памятник архитектуры с перспективой создать там Центр современного искусства. Второй наш фестиваль получился больше непосредственно про искусство. Но основная тематика – соединение культурного наследия и современного искусства – осталась. Новым объектом был выбран мост через реку Медичку в Университетской роще. И тут тоже есть связь с прошлым фестивалем, поскольку предположительно этот мост спроектировал Андрей Крячков, архитектор Гороховских складов.
– Нет. Конечно, фестиваль родился благодаря Гороховским складам, поскольку я долгое время работала в Сибирском филиале Государственного центра современного искусства, которому здание складов было передано в оперативное управление. Но после первого фестиваля стало очевидно, что нужно несколько видоизменять его формат, но актуальную для Томска тематику – соединение культурного наследия и современного искусства – необходимо оставить.
Первый фестиваль мы тоже называли паблик-артом – строили там инсталляции, имитирующие фасад складов. Но в этом году поставили более амбициозные цели. Пригласили двух хедлайнеров – художников из Санкт-Петербурга, которые известны далеко за пределами России. Это Владимир Абих и Андрей Люблинский. Безусловно, их участие повысило статус самого мероприятия. Кроме того, Андрей Люблинский курировал мастерскую «мУкА – Public Art», где работал с художниками из Томска и Новосибирска, помогал им дорабатывать объекты для фестиваля.
А специальный гость фестиваля Александр Васин (Москва) и партнерский фестиваль графического дизайна «Типомания» представили совместно с кафедрой дизайна ИИК ТГУ графические интервенции на кампусе университета. То есть, у нашего мероприятия появилась очень важная образовательная функция. И мы хотели бы развивать ее в будущем – воспитывать молодых художников в направлении Public Art. Для многих это был первый опыт работы с таким форматом.
Также мы, например, в этом году провели школу арт-медиации. Ее соавтором стала Элеонора Новикова, доцент филологического факультета, магистрант программы «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии». Это тоже был своего рода новый вызов для нас, и это направление мы также планируем развивать. Сейчас многие музеи применяют в своей работе такой формат: набирают волонтеров и обучают их различным техникам взаимодействия со зрителем. То есть человек не просто проводит экскурсию, но вовлекает зрителя в диалог. В течение апреля-мая мы провели конкурс на участие в такой школе, отобрали 12 человек. Они прошли экспресс-обучение и в дни фестиваля проводили экскурсии-прогулки по площадкам. Все остались очень довольны – отмечали, что такой формат взаимодействия намного интереснее обычного, и он повысил интерес к арт-объектам.
Многие даже признавались, что сначала просто посмотрели выставку, ничего не поняли и им ничего не понравилось. А потом все-таки решили сходить на экскурсию-прогулку, и их отношение изменилось. Вот такого важного эффекта – образовательного – мы сумели достичь. И это кардинальное отличие от прошлого фестиваля.
– Насколько охотно люди откликались на приглашение поучаствовать в фестивале? Особенно хедлайнеры.
– Хедлайнеров я выбирала самостоятельно. Очень хотелось поработать с этими художниками, поскольку давно слежу за их творчеством, за тем, как они работают с городской средой. А наш фестиваль как раз направлен на привнесение искусства в городскую среду. И Владимир Абих, и Андрей Люблинский создают свои арт-объекты с учетом конкретных обстоятельств. В марте они специально приезжали в Томск, чтобы познакомиться с городом.
Владимир Абих очень активно работает с текстом и в рамках своего проекта «Субтитры» написал на заброшенном деревянном доме на улице Советской, 19, – «Пошел по наклонной». Таким образом он решил привлечь внимание к разрушению старинных зданий. А уже в рамках фестиваля мы с Владимиром организовали и проделали огромную работу – на Научной библиотеке ТГУ появилась надпись «Мы – буквы, с нами текст». Надо сказать, что это была очень амбициозная и сложная задумка – нам пришлось пройти длительный процесс согласования по поводу этой надписи.
– И она, пожалуй, вызвала самый большой резонанс у томичей по итогам фестиваля.
– Да, резонанс просто огромный, и не только среди томичей. Про нас написали уже и Meduza, и Собчак, и Виторган, и известные арт-критики... И это очень важно – что информация о фестивале разносится не только в локальном контексте. А в соцсетях начались баталии – например, дефис должен стоять в этой фразе или тире.
– Поскольку вы следите за отзывами по поводу этой надписи, на ваш взгляд, положительных больше или отрицательных?
– Больше положительных, потому что все-таки у нас аудитория воспитанная, и молодежь с энтузиазмом восприняла этот объект. Конечно, встречаются и критические комментарии, но в основном от академического сообщества, и это, в принципе, нормально – оно не столь охотно идет на эксперименты. Но, собственно, в этом и заключается роль современного искусства, которое рождается из атмосферы тревоги. В данном случае, я считаю, мы создали настоящий объект искусства – хотя бы потому, что получили огромный отклик. И в сети начали рождаться разные интерпретации фразы «Мы – буквы, с нами текст». Самый смешной вариант, который мне очень понравился: «Мы – колбасы, с нами мясо». Долго с коллегами хохотали. Или вот еще такой отзыв понравился: «Так просто, что неприятно».
– То есть вам не становится обидно от такой реакции?
– Нет, мне кажется, это нормально, когда современное искусство вызывает такой отклик. Равнодушным не остался никто, поэтому всё отлично.
– Что касается других арт-объектов, которые появились в Университетской роще, были какие-нибудь недовольства со стороны старших коллег?
– Лично я с этим не столкнулась, только в интернете по прошествии нескольких дней увидела некоторые негативные комментарии. Но повторюсь, это нормально, поскольку то, что мы продемонстрировали, стало первым полномасштабным опытом Public Art в городской среде Томска.
Наш город еще не приучен к такому формату как искусство в городской среде. Но мы получили огромный охват в соцсетях на страницах фестиваля. Это подтверждает заинтересованность людей таким событием, и это тоже важный момент, которого мы хотели достичь. К тому же, мне кажется, мы вполне деликатно освоили рощу – все объекты никак не вредят среде, они очень гармонично туда вписаны.
– Еще и территория рощи стала более благоустроенной.
– Вот именно! Сотрудничали два университета – ТГУ и СибГМУ, и была благоустроена территория вокруг моста через Медичку. Это тоже тот эффект, которого мы стремимся достичь от мероприятий подобного уровня, когда меняется территория, на которой проводится событие.
– Объекты, которые были установлены во время фестиваля в роще, там и останутся?
– Ну, во всяком случае, пока – по отзывам руководства университета – все довольны и мероприятием, и объектами. Мы решили их оставить. На какой период – еще будем согласовывать. Может быть, во время приемной кампании будем проводить там экскурсии-прогулки. Потому что интерес у людей есть – я вижу, что очень многие туда ходят, фотографируют... Как-то это место заново людям открылось. Так что хотелось бы, конечно, чтобы эти арт-объекты остались хотя бы на летний период. Потом, конечно, погодные условия вряд ли позволят там их содержать. Но, например, объект с арками художника Матвея Фатеева мне кажется возможным оставить, потому что он выполнен фундаментально и вряд ли с ними что-то случится.
– На фестивале был презентован еще и проект art-lavki Sibby’s, руководителем которого вы являетесь. Расскажите о нем подробнее.
– Федеральный грант от Росмолодежи, который мы получили на фестиваль «мУка. Склады искусства» по итогам всероссийской образовательной программы «Культурная инициатива/лидерство в креативных индустриях», предусматривает создание оригинальной арт-платформы Sibby’s, объединяющей три формата. Это онлайн арт-бутик, где представлены предметы искусства и авторские дизайнерские работы по его мотивам, аукцион и собственно фестиваль «мУкА. Склады искусства».
В общем, аrt-lavki Sibby’s – это креативный стартап, где мы помогаем художникам в продвижении, делаем оригинальную арт-продукцию и развиваем креативную индустрию в Томске. В программе фестиваля мы презентовали первые прототипы, над которыми работали более полугода. Участие принимали и студенты Института искусств и культуры – с кафедры дизайна, и художники. Нам важно давать старт именно выпускникам нашего института, и это первая такая проба пера. Мы сделали сайт проекта, завели страницу в Инстаграме, уже есть первые продажи и заинтересованные люди.
– Что еще было в программе фестиваля?
– Прошла публичная программа с экспертами в области культурного активизма, креативных индустрий и современного искусства. Параллельная программа включала выставку работ современных российских художников book-art «Отчет натуралиста» (куратор Евгений Стрелков, Нижний Новгород) в галерее «В Главном» и партнерские события.
– А теперь давайте про планы на будущее. Где второй, там и третий фестиваль. Есть какие-нибудь задумки уже?
– Пока в планах – осмыслить, что мы «натворили». Очевидно по откликам, что продолжать фестиваль надо. Но здесь важным будет не повторяться. При этом – сохранить миссию фестиваля, популяризировать культурное наследие через современное искусство. Какой вывод я для себя извлекла: для проведения такого рода мероприятий в небольших городах необходимо привлекать в качестве кураторов известных, опытных художников из других городов, чтобы они взаимодействовали с молодыми местными коллегами. Это обеспечивает и развитие творческой молодежи, открывает для них новые горизонты, и приносит популярность событию. Ведь важно, как часто тебя «тэгают» в соцсетях, от этого никуда не деться. Но нам надо подумать о новом месте проведения мероприятия и новым главным объектом – выбрать, какой памятник архитектуры станет следующим центром фестиваля. На это, безусловно, нужно время. И деньги.
– Кстати, раз уж упомянули про деньги – всё делается только за счет гранта Росмолодежи или были еще привлеченные средства и иная помощь?
– Были. Нас финансово поддержали кофейня «Территория Кофе», ювелирный магазин «Сорока», ну и, конечно, была колоссальная, неоценимая поддержка Томского госуниверситета. Огромное спасибо проректору по административно-хозяйственной работе и строительству Владимиру Борисовичу Андриенко, проректору по социальным вопросам Сергею Павлиновичу Кулижскому и, конечно, директору ИИК Дмитрию Владимировичу Галкину.
Партнерами фестиваля стали Институт искусств и культуры ТГУ, Томский государственный университет, Сибирский государственный медицинский университет, магистратура ТГУ «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии», Фонд культурных проектов «Четверг», кофейня «Территория кофе», подкаст «Крошка Томск», независимый книжный магазин «Догма», ювелирный магазин «Сорока», томский Центр развития городской среды.
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник на сайте НИ ТГУ (www.tsu.ru) обязательна.