Аналитики big data составили цифровой портрет поклонника киберспорта
17 Января 2022

Сотрудники Центра прикладного анализа больших данных ТГУ исследовали аудиторию киберспортивных сообществ во «ВКонтакте». Авторы идентифицировали тематические сообщества соцсети, посвященные киберспорту и проанализировали профили более 5,6 млн подписчиков найденных сообществ. Анализ их социально-демографических характеристик демонстрирует преобладание подписчиков мужского пола – 89%. В то же время в ходе исследования обнаружены сообщества с аномально высокой долей женщин среди подписчиков. Что касается возраста любителей киберспорта, наибольшее число пользователей относится к возрастной категории 18-35 лет.

Сотрудники Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Юлия Александрова, Евгений Петров и Илья Демешкин провели исследование, посвященное киберспорту. В последнее время это направление получило большое распространение и внимание зрителей и фанатов. В частности, в связи с пандемией COVID-19 возрос интерес к киберспортивным трансляциям: согласно исследованиям, общее число часов просмотра киберспорта на русскоязычных трансляциях в 2020 году составило 200 миллионов, по сравнению с 2019 годом этот показатель вырос на 10%.

Эксперты отмечают, что социальная сеть «ВКонтакте» является одной из ключевых платформ для поиска и потребления контента практически по всем категориям пользователей в России. Поэтому данные для исследования были взяты именно из «ВК». Там авторы идентифицировали более 30 тысяч сообществ, имеющих в названии или описании слово «киберспорт». Большая часть сообществ, например, не отвечающих тематике и нерелевантных для исследования, была отсеяна, в итоге для анализа осталось 752 сообщества. Они были классифицированы по тематическим категориям: группы команд, новостные и «околокиберспортивные» паблики, ставки на компьютерные игры, федерации и лиги и компьютерные клубы.

Всего в этих сообществах на дату исследования состоял 9 263 161 пользователь. После фильтрации аккаунтов на наличие ботов и фейковых профилей в итоговый анализ попали 5 645 159 уникальных пользователей. Основная их масса сосредоточена в европейской и центральной частях РФ. Наибольшее количество пользователей, указавших текущий город в профиле, проживает в Москве (449 148 пользователей), Санкт-Петербурге (204 893 пользователя) и Краснодарском крае (96 434 пользователя).

ТГУ_карта big data киберспорт.png

Среди пользователей киберспортивных сообществ преобладают мужчины – 89%, женщины составляют только 11% от всех подписчиков. При этом при детальном рассмотрении половозрастной структуры заметно преобладание пользователей в возрасте 18-35 лет как у мужчин, так и женщин.

ТГУ_диаграмма big data киберспорт.jpg

Исследование распределения по полу в различных тематических категориях сообществ показывает, что женщины чаще подписываются на паблики киберспортивных команд, чем на остальные, что может говорить об их интересе к каким-то конкретным командам в киберспорте. Например, в сообществе Imperial Pro Gaming доля женщин среди подписчиков составила 41%. Реже женщины встречаются в сообществах, посвященным федерациям и ставкам. Хотя и в этих категориях встречаются сообщества с аномально высокими долями женщин среди подписчиц, например, «Ульяновская Федерация компьютерного спорта» – 74% женщин.

– В продолжение этой темы сейчас мы запускаем еще одно исследование, разработанное совместно с психологами. Будет применяться комплексный подход: подробнее изучим, как увлечение киберспортом влияет на успеваемость, составим психологический портрет игроков и прочее, – рассказывает лаборант Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Илья Демешкин. – Если в первом исследовании использовался анализ больших данных, то во втором будет проводиться формализованное интервью, то есть социологическая методология.

Доклад о первом проведенном исследовании был представлен в конце 2021 года на конференции, посвященной киберспорту, в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

В рамках программы «Приоритет 2030» в ТГУ киберспорт входит в направление нового социогуманитарного инжиниринга. Вуз изучает киберспорт в трех аспектах – как спорт, как инструмент влияния на когнитивные способности и как элемент воздействия на психоэмоциональное состояние человека. В августе 2021 года по инициативе ТГУ при поддержке Университетского консорциума исследователей больших данных (41 вуз) была учреждена Национальная ассоциация университетского киберспорта – Н.А.У.К.А. На сегодняшний день в нее входят уже 62 российских университета. Индустриальным партнером ассоциации стала крупнейшая в России сеть киберспортивных клубов компании Colizeum.