Сокращаем дистанцию. Новые возможности в период смешанного обучения: Настраиваем обратную связь
24.12.2021

Сокращаем дистанцию. Новые возможности в период смешанного обучения

За время удаленной работы в условиях глобального локдауна из-за пандемии COVID-19 сотрудники и студенты Томского государственного университета сделали большой шаг в наращивании своих цифровых компетенций и продолжают их совершенствовать. В рубрике «Сокращаем дистанцию» мы рассказываем об инновациях, разработанных и применяемых в университете во время «удалёнки», делимся лайфхаками, чтобы успешно учить и учиться, работать и жить в новой постпандемийной гибридной реальности.

Настраиваем обратную связь:
от разговора с «черными квадратами» – к качеству курса

Обратная связь от студентов по окончании курса давно вошла в практику высшей школы как инструмент повышения качества образования. Однако дистанционный формат обучения показал, что огромное значение приобретают те методы и приемы получения обратной связи, которые поддерживают мотивацию студента и создают позитивный эмоциональный опыт в процессе обучения.

Институт дистанционного образования ТГУ


Своим подходом к организации обратной связи от студентов делится Надежда Николаевна Зильберман, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики ФсФ ТГУ, эксперт отдела проектирования образовательных программ ИДО ТГУ:

Н. А. Зильберман.jpg«Обратная связь от студентов всегда была важна для преподавателей. Конечно, с тех пор, как мы стали работать преимущественно онлайн, инструменты и способы получения обратной связи слегка изменились.

Если говорить о форматах обратной связи на онлайн-занятии, я использую разные варианты: просто общение и вопросы, совместная деятельность на онлайн-доске, анонимные онлайн-опросники. После завершения курса всегда спрашиваю студентов, как они оценивают свой опыт. Мы можем провести это в форме небольшого разговора на последнем занятии, если группа небольшая. Если студентов в группе много, то использую гугл-опросник, чтобы каждый мог высказаться.

По моим наблюдениям, на готовность дать обратную связь влияет возраст студентов. Бакалавры, как правило, активно высказываются, даже если их не спрашиваешь. Они хотят, чтобы их непременно услышали. Эта обратная связь больше «про эмоции». Магистранты сдержаннее, и в количестве обратной связи, и в ее эмоциональном выражении. Зато они готовы к рефлексии, к оценке содержания занятий и образовательных методов. Сейчас среди магистрантов много взрослых людей с опытом работы, и у них есть свое видение «качественного обучения».

Считаю, что учеба – это и эмоциональный опыт, который сильно влияет на восприятие и усвоение информации. Обучение должно проходить в безопасном комфортном пространстве, где учащийся чувствует себя ценным, в каком-то смысле принимаемым в любом настроении. В живой коммуникации преподаватель быстро считывает, как студенты настроены на учебу, а в дистанционном формате – все «за черными молчаливыми квадратами». Так, в начале занятия важно понять, в каком ребята сейчас настроении и состоянии. Например, пришли они ко мне на первую пару утром после бессонной ночи, а я ожидаю от них активной работы. Или пришли уставшие или расстроенные после контрольной с предыдущего занятия, а значит, внимание потеряно. Поэтому я могу спросить, что важного произошло у них за неделю, или что делали на предыдущем занятии. Можем на онлайн-доске сделать картинки со своим настроением. Все это помогает в каком-то смысле выплеснуть эмоции, а потом уже сконцентрироваться на содержании. В конце занятия также можно спросить, было ли полезно, кто и что нового узнал, или что вы расскажете своему другу об этом занятии.

Конечно, иногда встречаются некоторые трудности: студенты могут не проявлять активности, с подозрением относиться к происходящему, воспринимать вопросы как проявление вежливости с моей стороны. На начальном этапе общения с группой бывает сложно из них что-то «вытащить». Ребята помладше могут воспринять такой формат как вызов социально себя проявить в провокационной форме, пощупать границы (что позволяет преподаватель), вступить в борьбу, ведь «черный квадрат» дает ощущение свободы. Это все отлично решается регулярным повторением формата и обязательной реакцией преподавателя.

Возможно, не каждый преподаватель готов тратить на это время занятий, но если правильно спроектировать курс, то все успеется. Позитивные эмоции студентов сформируют нужную установку. Вовлекая в диалог, демонстрируя открытость, я усиливаю их активность на занятии. Замечаю, что они добросовестнее подходят к выполнению домашних заданий. Еще один важный эффект в нашей реальности – ребята узнают друг друга и начинают больше общаться между собой в свободное от занятий время. И в целом, когда я спрашиваю у студентов, что их мотивирует в обучении, чаще всего они отвечают – «преподаватель, которому не все равно». Именно такой преподаватель будет собирать обратную связь от студентов и, что не менее важно, реагировать на нее.

Обратная связь от студентов как аналитический инструмент позволяет мне получить советы и рекомендации по проектированию курса, понять особенности их восприятия информации. Я также могу чуть лучше узнать новое поколение, какие они, как смотрят на мир, понимаю, какие мы разные. Это помогает создавать курсы более ориентированные «на пользователя», как сейчас модно говорить.

Мы, преподаватели, столько сил вкладываем в разработку курса: подбор материалов, заданий, форматов, – и все для того, чтобы получился нужный образовательный результат. Как же мы узнаем, получилось ли у нас, если не спросим студентов?».


По вопросам технологических возможностей организации обратной связи от студентов в электронных учебных курсах ТГУ обращайтесь к команде технической поддержки Moodle (тел. для преподавателей +7-952-892-59-06).

Полезные ресурсы:

СКАЧАТЬ «Настройте обратную связь для повышения качества образования»