Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Запускаем программы грамотно: советы от Светланы Велединской (Часть 2)
15.09.2021

Часть 1

В процессе реализации федерального проекта «Содействие занятости» возникает множество вопросов, в том числе касающихся масштабирования программ повышения квалификации. Ответы на некоторые из них можно получить только «ввязавшись в бой»: специфика каждого направления диктует некоторые «индивидуальные» правила. Однако многие проблемы можно предупредить, заранее обратив внимание на возможный поворот событий. На ряд актуальных для всех разработчиков ППК вопросов продолжает отвечать Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных программ Института дистанционного образования ТГУ

Какой оптимальный баланс должен быть между работой в прямом эфире и заранее записанными выступлениями? 171018_206_16.jpg

Мы, университетские люди, любим выступать перед аудиторией вживую, это помогает почувствовать энергетику, установить связь с группой. А некоторые партнёры, которых мы  привлекаем, записывают всё на видео и выкладывают для самостоятельного изучения. Обе эти крайности нехороши, на мой взгляд. Если предлагать всё в записи, людей это начинает раздражать, они пишут нам: «А можно поменьше теории и побольше практики?» Слушатели могут полностью просмотреть материалы самостоятельно, дать хорошую обратную связь, а затем написать: «Мы всё посмотрели. А когда вы начнёте нас учить?» Поколение людей, представляющих значительную часть целевой аудитории проекта «Содействие занятости», привыкло процесс обучения воспринимать как непосредственное общение с преподавателем.

Конечно, записанные лекции не должны быть оторваны от того, что слушатели делают на занятиях. Необходимо подавать теоретический материал как часть практических занятий. Нужно Перевернутый класс_Часть 2.png говорить: «Посмотрите, пожалуйста, лекцию, а ответами на вопросы мы займёмся на онлайн-занятии». Такой формат работы, при котором теория выносится за часы занятия и позже разбирается на практике при встрече с преподавателем, называется «перевёрнутый класс», и он нравится слушателям.

Если говорить о балансе, то около 30% занятий точно должно проходить в «синхроне», остальное можно записать. Конкретно практических занятий на 72-часовую программу я бы посоветовала сделать 4-5. Живое общение с преподавателем — это и консультации по выполненным заданиям: как правило, у обучающихся возникает много вопросов, и они особенно хорошо реагируют на возможность разобрать ошибки индивидуально.

Кстати, коллеги, нужно помнить, что в нашей работе мы должны опираться на нормативную базу, из которой исчезло словосочетание «аудиторная работа». В 2017 году появились, так называемые, «контактные часы», под которыми может пониматься как контактная синхронная работа, так и контактная, но несинхронная работа преподавателя с обучающимися. Например, можно составить хорошее задание для практического занятия, проработать его вместе со слушателями, а потом дать задание такого же плана в качестве домашнего задания. Несмотря на то, что учащиеся будут выполнять его самостоятельно, как таковой «самостоятельной работой» это не считается, потому что преподаватель будет давать обратную связь, комментировать выполненное задание. Это считается контактной работой, как и консультации, о которых мы говорили выше. Уточню ещё раз: самостоятельная работа — это чтение, просмотр видео, всё то, что не требует обратной связи. В программе на 72 часа можно запланировать 36 часов контактной работы, из них 12 часов достаточно провести в «синхроне». Что касается консультаций, то можно посоветовать такой вариант: назначать дату и приглашать обучающихся записываться на определенное время. Это поможет чётче запланировать временные рамки для работы с одним человеком. 

На что аудитория лучше реагирует: на презентацию или преподавателя в кадре?

Презентация — это возможность дать дополнительную информацию или «заякорить» внимание аудитории. Без неё просто скучно, на «говорящую голову» аудитория реагирует плохо. Кроме того, в Zoom преподаватель в любом случае всегда виден рядом с презентацией.

Для «оживления» занятия можно использовать формат групповой работы. Для этого нужно сформулировать задание таким образом, чтобы оно было предельно понятно аудитории. Далее слушатели разбиваются на подгруппы, и каждая подгруппа работает над заданием. Это нелегко делать в первый раз: аудитория часто высказывает недовольство, но через некоторое время она привыкает к такому формату практической деятельности. Для работы в подгруппах отводится определённое время, например, 20 минут, а затем каждая подгруппа выбирает представителя, и он делится результатами. Группу в 50 человек можно развести на 3-5 подгрупп. Это уже практика, пробное действие, какой-то продукт, создать который было бы невозможно усилиями всех 50 участников без разделения. Хорошо, когда в организации такого занятия задействованы несколько ведущих (это могут быть преподаватели или ассистенты), это позволяет зайти в каждую подгруппу и посмотреть, как идут дела. У кого-то могут быть проблемы с подключением, кто-то не знает, с чего начать. Тогда нужно немного промодерировать работу. Со второго-третьего раза слушатели начинают даже любить такой вид активности. В идеале программа должна быть организована так: теоретические лекции в записи; затем задания, проработанные и подкрепленные на практике; и, наконец, задания, выполненные самостоятельно.

Обязательно нужно помнить, что среди слушателей есть экстраверты и интроверты. Последние готовы учиться, но не готовы проявлять себя в процессе. Они будут просто присутствовать и смотреть, будут смотреть записи занятий и делать задания. На занятиях могут проявлять себя только около 60% слушателей, но это не значит, что остальные ничего не делают. Они будут с удовольствием следить, как выполняют работу другие, и это тоже нормально.

Как понять преподавателю, что процесс проходит результативно?

Самый основной показатель — обратная связь. Нужно быть готовым к тому, что её будет много и она будет разной. В группе всегда есть два-три человека, которые выражают в чате своё отношение, зачастую негативное, по поводу всего, что происходит на занятии. Не нужно обращать на это внимание. Необходимо прислушиваться к общему фону, он даст представление о том, насколько люди вовлечены и насколько им интересно.

Процессом коммуникации в чате нужно уметь управлять. Люди очень часто не контролируют себя и начинают обсуждать темы, совершенно не относящиеся к занятию, что более уместно Сетевой этикет_Часть 2.png было бы делать, например, в соцсетях. Чтобы избежать этого, в самом начале нужно сформулировать определенные правила сетевого этикета. Это можно сделать вместе со слушателями, чтобы они проголосовали за те или иные «законы», по которым будет происходить коммуникация во время занятий. Либо можно представить им несколько уже готовых правил, если нужно сэкономить время. Среди основных установок — избегать спама, рекламы, обсуждения посторонних тем, оценочных суждений и вопросов личного характера. Последние можно задавать в личном чате с преподавателем.

Бывают люди, которые медленнее следуют инструкциям и просят выполнять какие-то действия повторно. Если отвечать на их вопросы сразу, то тормозится весь процесс и аудитория ждёт, пока преподаватель объяснит ещё раз то, что большинство уже уяснило. В данном случае можно свести «отстающих» в отдельную подгруппу и во время практического занятия, пока все остальные выполняют задание, ещё раз объяснить материал. Если есть возможность привлечь на занятие помощника, он может отслеживать таких людей и приглашать их, например, на консультации в перерыве.

Вообще, аудитория всегда ценит вложенность. Если вы сами заинтересованы и доброжелательны, аудитория это поймёт и даст соответствующие отзывы. А решать проблемы организации занятий можно с нашей помощью. Коллеги, ещё раз приглашаю обращаться к нам, если нужны советы. Наши методисты всегда готовы вам помочь!