Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Запускаем программы грамотно: советы от Светланы Велединской
14.09.2021

В процессе реализации федерального проекта «Содействие занятости» возникает множество вопросов, в том числе касающихся масштабирования программ повышения квалификации. Ответы на некоторые из них можно получить только «ввязавшись в бой»: специфика каждого направления диктует некоторые «индивидуальные» правила. Однако многие проблемы можно предупредить, заранее обратив внимание на возможный поворот событий. Сегодня на ряд актуальных для всех разработчиков ППК вопросов отвечает Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных программ Института дистанционного образования ТГУsb-veledinskaya-tgu-1.jpg

Есть мнение, что выпускники университетских программ — это «штучный продукт». Заниматься подготовкой специалистов-практиков в массовых масштабах и обучать их «ремеслу» — не университетское дело. Какие аргументы можно привести в споре с оппонентом, придерживающимся такого мнения?

Во-первых, мы говорим об университетских программах другого уровня, имея в виду проект «Содействие занятости». Это программы дополнительного профессионального образования, они рассчитаны не на развитие общего кругозора и не на получение новых теоретических знаний. В этот проект к нам приходят за получением конкретного навыка или совершенствованием уже имеющихся компетенций в рамках определённой трудовой функции.

На программы дополнительного образования слушатели, чаще всего, приходят «по зову сердца». Они готовы учиться, они хотят это делать. И в этом смысле контингент обучающихся очень требователен именно к практической составляющей, а к знаниевой. Точнее, знания тоже должны быть, но скорее прикладного характера. С одной стороны, нам, университетским людям, это может показаться сложным, но на самом деле, такой подход очень помогает ставить те самые трудовые функции или компетенции, о которых говорится в профстандартах. Безусловно, в этом случае на университете лежит большая ответственность. Но конечный успех очень сильно зависит и от заинтересованности и ответственности человека, пришедшего на программу.

Почему за практическими навыками нужно идти к нам, в университет, а не к практикам, предлагающим многочисленные мастер-классы и семинары, часто бесплатные?

Университет всегда остаётся университетом с точки зрения системности в организации учебного процесса. У нас всегда хорошо взаимосвязаны теоретическая и практическая части. При том, что программы практико-ориентированы, они имеют очень хорошее теоретическое основание. Однако в проект «Содействие занятости» привлекаются не только вузовские преподаватели, но и образовательные организации, приглашающие специалистов-практиков. Часто они работают по следующей схеме: записывают видеолекции и выкладывают для обучающихся, которые должны сами всё просмотреть и освоить. Формат «лекция-тест» позволяет работать с большими аудиториями, даже до тысячи человек. Но практика показывает, что если программы ориентированы только на такой формат работы, то их заканчивают не более 50% слушателей. Наши университетские программы ПК заканчивают в среднем 80% слушателей, так как мы не работаем с настолько большими группами, что позволяет уделять внимание практически каждому обучающемуся. И хотя конкурентов для нас, как университета, в проекте я не вижу, нашим командам надо учиться работать с большими потоками.

Сейчас все организаторы программ озабочены их масштабированием. Что нужно принять во внимание, готовясь к занятиям с большой группой?

Залог успеха — интерактив, потому что людей нужно «держать». Мы это делаем через обратную связь: даём возможность тут же задать вопросы, например, через Mentimeter или через какие-то другие инструменты. Для слушателей онлайн-лекция всегда должна быть ивентом, то есть она должна быть организована и проведена как своеобразное специальное мероприятие. И лектор должен быть всегда готов получить неожиданные вопросы от своей аудитории. Особым образом, с возможностью обратной связи, должна быть спроектирована и система заданий. Чтобы грамотно подготовить такую систему заданий можно обратиться к нам: наши методисты помогут сделать так, чтобы проверка проходила эффективно с точки зрения потраченного времени и результатов для слушателей. Преподаватель, с одной стороны, не должен быть перегружен, а с другой стороны, нужно дать понять каждому обучающемуся, что с ним работают.

Невозможно в рамках достаточно короткой программы обучить всему, особенно если человек входит в новую профессиональную сферу. Как настроить аудиторию проекта на Для части 1. Мотивированная аудитория.png самообучение?

Повторюсь: на такие программы, как правило, приходят люди, которые хотят учиться и хотят научиться. Они очень требовательны и к учебному процессу, и к нам, и к обратной связи. Им постоянно нужно говорить о том, что это только азы, и если они хотят развиваться, то должны самостоятельно работать и осваивать большое количество материала. Самое главное в обучении такой взрослой мотивированной аудитории — зарядить людей эмоционально, показать перспективы, обозначить возможность продолжения обучения, в том числе на наших же университетских платных программах.

Продолжение следует