Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

В новый год с новым опытом (часть 2)
27.12.2021

Продолжение разговора с Анастасией Лозинской, заместителем директора Института дистанционного образования ТГУ, директором Центра корпоративного обучения и развития программ дополнительного профессионального образования о том, как мы провели первый год в федеральной программе «Содействие занятости»

Вы собираете отзывы от выпускников программ. Что слушателям нравится больше всего?

Я встречаю очень много позитивных отзывов. Люди очень сильно благодарят именно за содержательную часть и за качественные знания, которые мы даём. Ценится ориентированность на практику, готовность преподавателей действительно научить КАК что-то делать, а не просто рассказать, где можно получить информацию и что почитать. Выпускники программ не просто получают документ о прохождении профессиональной подготовки, они получают реальные навыки. А главное ̶ людям комфортно учиться. Слушатели благодарят преподавателей, говорят, что ТГУ подтверждает свой высокий статус ведущего российского вуза.

Какие трудности чаще всего озвучивают преподавательские коллективы, реализующие образовательные программы, и как эти трудности можно решить? 2.2.png

Первая проблема — это разница в часовых поясах. Учебный процесс построен с учётом 85 субъектов Российской Федерации. Присутствуют все возможные часовые пояса. Несмотря на то, что потоки у нас формируется с ориентацией на европейскую и азиатскую части страны, всё равно получается сложно. Если команда преподавателей ведёт достаточно широкую аудиторию, то им приходится работать на программе с утра и до позднего вечера. А ведь при этом они и с основного места никуда не уходят. Приходится умудряться комбинировать и сочетать свою регулярную работу и работу со слушателями программы. Здесь можно посоветовать руководителям программ очень внимательно и ответственно подходить к планированию расписания с учётом индивидуальных потребностей преподавателей.

Ещё одна сложность — взаимодействие с непривычными для нас аудиториями. С этими конкретными категориями — безработными гражданами, мамами в декрете, людьми предпенсионного возраста — нужно работать очень осторожно: это и специфика коммуникации, и использование специальных методик. Нужно учитывать очень многие аспекты, которые раньше в работе преподавателя такого огромного значения не имели.

Особой проблемой, над которой обязательно нужно работать, стало отсутствие опыта взаимодействия с большими аудиториями. Преподаватели привыкли работать с группами по 20–30 человек, а мы можем набрать на программу 1000 или 2000 (!) обучающихся.

Но самое сложное — это то, что проект «Содействие занятости» не просто «про обучение». Его основная цель — трудоустройство граждан. То есть, по-хорошему, мы должны давать не только содержательные вещи, но ещё и выступать карьерными кураторами. Руководитель образовательной программы (РОП) должен очень хорошо видеть ситуацию на рынке труда, ведь было очень много случаев, когда слушатели просили помощи в трудоустройстве. РОП должен понимать, к чему именно готовит его программа, на какую должность могут претендовать слушатели, которые у него обучаются; он должен понимать уровень заработной платы и функционал сотрудника. Это тоже для большинства коллег новый вызов. Особенно это касается гуманитарных направлений, у которых наименьший опыт взаимодействия с рынком труда в отличие, например, от IT-специальностей.

Для решения таких задач у нас создана целая структура — «Отдел содействия занятости». Сейчас он работает только с документами, подтверждающими трудоустройство выпускников программы. Но вообще задумка более глобальная: этот отдел должен будет работать с выпускниками и в связке с руководителями образовательных программ. В рамках проекта мы создали специальную биржу вакансий, на которую стекаются все резюме от всех слушателей, нуждающихся в помощи с поиском работы. Предполагается, что этот отдел сможет работать со всеми резюме выпускников и с Центром занятости населения, поскольку они тоже являются поставщиками вакансий.

Есть программы более популярные, а есть те, которые привлекают пока меньше внимания. Что нужно сделать, чтобы программа стала «видимой» и привлекла внимание слушателей?

Очень важно свою программу правильно назвать. Вполне может быть, что по содержанию программа именно такая, какая нужна очень большому количеству служителей. Возможно, тысячам людей. Но название этого не отражает, люди не могут понять, что программа может быть полезна именно им. Поэтому при названии своих программ нужно этому уделять большое внимание. Можно посмотреть, как называются популярные программы подобной тематики в других вузах, на платных образовательных платформах.

Как планируется работать с проектом в следующем году?

По поводу начала следующего образовательного сезона пока есть варианты. Мы бы хотели начать в январе, но понимаем, что это невозможно: пока идут организационные мероприятия, подведение итогов, планирование. Поэтому, скорее всего, мы опять сможем начинать запуск программ в феврале-марте. Ну а сейчас есть время хорошо изучить существующие программы, соотнести свои планы и силы, заранее спланировать время для участия в проекте. Причём, это касается как слушателей, так и преподавателей, тех, кто уже с нами и тех, кто планирует представить свою программу для «Содействия занятости» в 2022 году.

2.1.png