Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

В новый год с новым опытом
27.12.2021

Сегодня мы встретились с Анастасией Лозинской, заместителем директора Института дистанционного образования ТГУ, директором Центра корпоративного обучения и развития программ дополнительного профессионального образования. В 2021 году Томский государственный университет стал федеральным вузом-оператором в проекте «Содействие занятости», получив право реализовывать собственные образовательные программы во всех субъектах Российской Федерации, участвующих в проекте. Это привело к возникновению новых преподавательских коллективов и, самое главное, обеспечило уникальной возможностью пересмотреть традиционные форматы работы и предложить слушателям совершенно новый, как по форме, так и по содержанию, продукт.

Анастасия Петровна, какой новый опыт наш университет получил в уходящем году благодаря федеральному проекту «Содействие занятости»? WhatsApp Image 2021-12-27 at 10.35.18.jpeg

Итогами года можно назвать увеличение роли программ дополнительного профессионального образования. Если раньше эта деятельность была «фоновой» для университета, то сегодня мы должны соответствовать требованиям времени и уделять ей соответствующее значение. Коллеги активно включились в работу: к нам постоянно приходят за консультацией преподаватели с разных факультетов, чтобы узнать, как именно их направления могут перестроиться и стать частью проекта «Содействие занятости».

Каковы шансы человека, подающего заявку на участие в программе, попасть в неё? Сколько было заявок и какое количество из них было одобрено?

Шанс попасть на обучение очень высокий. Но бывает, что людям приходится ждать достаточно долго, поскольку некоторые направления очень популярны. Например, программы «Кадровое администрирование» и «Фитнес-тренер» очень востребованы и люди не сразу могут приступить к занятиям. Формируется лист ожидания и рано или поздно все, кто имеет право по правилам проекта стать слушателями, ими становятся. В этом году подали заявки около 120 000 человек и большую часть из них мы одобрили. Вообще, университет перевыполняет квоту и обучает гораздо больше граждан, чем это было изначально заложено в постановлении Правительства. Количество выпускников программ в этом году составило 61 000 человек.

Какие направления подготовки в ТГУ легче всего адаптировались и вошли в процесс дистанционного обучения без особых «потерь»?

До пандемии университет преимущественно имел дело с программами в очном формате. После срочного и массового перехода в онлайн почти все программы дополнительного профессионального образования перешли на дистант. Что касается проекта «Содействие занятости», то абсолютно все программы, реализуемые нашим университетом, смогли успешно адаптироваться к этому формату и слушатели со всей страны прошли обучение дистанционно. Перестроиться смогли даже те ППК, которые традиционно считались «офлайн» направлениями. Например, у нас есть программа повышения квалификации «Графический дизайн в рекламе и сувенирной продукции». Это история преимущественно очная, потому что нужно, чтобы преподаватель руками показывал, что нажимать, куда заходить, как рисовать и лучше компоновать предметы и текст на постерах. Тем не менее, и эту программу наши преподаватели смогли перестроить под дистанционный формат, у программы есть достаточно большое количество выпускников и люди остаются довольны. Программы обучения для IT-специалистов, предполагающие работу со сложными математическими формулами, тоже смогли адаптировать под дистанционный формат и провести на «всю страну». Этот проект побудил к переводу привычно-очных программ на дистанционный уровень.

Преподаватели заметили такую тенденцию: происходит набор на очередной поток, неважно какой численности, но приступает к занятиям только часть записавшихся. Достаточно ощутимое количество слушателей так и не появляются на занятиях. Что происходит, куда «теряются» люди?

Проблема в том, что руководители программ и преподавательский состав воспринимают такую ситуацию очень лично, а этого делать, конечно, не стоит. Эта история банальная и 1.1.png повторяющаяся всегда и везде: для учащихся обучение бесплатно. При этом у них нет конкретных обязательств перед нами как образовательной организацией. А жизненные обстоятельства постоянно меняются и то, что было актуальным для человека сегодня, завтра таковым уже не является. Судя по аналитике, причинами, по которым слушатели отчисляются, чаще всего становятся болезнь, изменение нагрузки на работе, изменение планов и так далее. Преподаватели здесь совершенно ни при чём. У нас даже был случай, когда преподавательская команда была очень сильно расстроена такой ситуации и мы работали психологической поддержкой, успокаивали, говорили, что это не вина преподавателей и программа качественная (все программы проходят экспертизу, их просматривает наш педагогический дизайнер).

С другой стороны, люди сейчас очень требовательны. Несмотря на то, что для них это обучение бесплатно, слушатели иногда начинают критиковать образовательную программу, считают, что им выдают не то, что нужно, или не то, что они считают нужным. Порой слушатели не сдерживаются и могут среди пары остановить преподавателя и начать задавать ему вопросы не по теме. Бывают даже конфликтные ситуации из-за того, что слушатели изначально настроены негативно и готовы «взорваться» на ровном месте. Возможно, это связано с общей нестабильностью и тем, что многие приходящие к нам находятся в сложной жизненной ситуации. Часто это люди, потерявшие работу и уставшие от проблем. Для того, чтобы избежать такого неприятного поворота, нужно в начале обучения очень чётко рассказать, чему будут посвящены занятия и что слушатели получат на выходе.

Хочу подчеркнуть: работа преподавателя с такой необычной аудиторией — это ни в коем случае не межличностные отношения. Тем не менее, важно, чтобы слушатели поняли: мы в курсе их проблем и всё, что мы делаем, направлено на помощь и созидание, на попытку вместе выйти из сложной жизненной ситуации и решить очень серьёзные проблемы.

Продолжение интервью