Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Учимся вместе со слушателями программы!
30.12.2021

Команда ИДО ТГУ рекомендует: 

Заканчивается 2021 год и вместе с ним очередной этап федерального проекта «Содействие занятости». Все его участники подводят свои итоги, включая преподавателей и разработчиков образовательных программ. В связи с этим мы задали несколько вопросов руководителю программы «Специалист по интернет-продвижению» Ирине Кужелевой-Саган, заведующей кафедрой социальных коммуникаций ФП ТГУ, руководителю лаборатории гуманитарных новомедийных технологий ТГУ.  IMG_0504 — копия.jpeg

Ирина Петровна, каковы результаты участия вашей команды преподавателей в проекте «Содействие занятости» в 2021 году? 

Нашу программу «Специалист по интернет-продвижению» (72 часа) мы готовили летом во время отпуска. С октября по декабрь мы обучили три потока общей численностью 227 человек. Это те слушатели, которые посещали все занятия и консультации, подготовили и защитили свои итоговые проекты. Конечно, записывалось на программу значительно большее количество людей, но по разным причинам до конца дошли далеко не все. На наш взгляд, главным камнем преткновения для многих стала неспособность к самоорганизации и самодисциплине, а также бесплатность обучения. Как известно, то, что бесплатно, не жалко бросить. 

В чём вы видите отличие своей работы в проекте «Содействие занятости» от «обычной» преподавательской деятельности? 

Отличий много. За 20 лет существования кафедры социальных коммуникаций нам приходилось в рамках тех или иных программ работать с разными аудиториями: студентами-очниками и заочниками, магистрантами; совсем взрослыми людьми, получавшими второе высшее образование; помощниками депутатов, старшеклассниками. Но в этот раз всё было совершенно по-другому. Раньше это были достаточно однородные группы людей, то есть примерно одного возраста и с одинаковым базовым уровнем образования. Теперь же на одном потоке собирались и те, кто уже имел какие-то знания и опыт (иногда довольно серьёзный) в соответствующей сфере деятельности; и те, кто об этом не имел абсолютно никакого представления. Более того, было очевидно, что некоторые слушатели с трудом набирали текст на компьютере и впервые в жизни осваивали Zoom! А ведь по итогам нашей программы они должны были уметь делать конкретные продукты: конкурентоспособные сайты-лендинги, бизнес-страницы в социальных сетях, презентации товаров и услуг, разного рода контент – текстовый и визуализированный. Не говоря уже о том,  что в процессе обучения им нужно было постоянно «сражаться» с платформой Odin (знающие люди меня поймут). Что касается возраста обучавшихся, то здесь были и совсем молодые (20+), и очень-очень взрослые (65+). А если учесть, что набор на программу шёл по всей России от Калининграда до Владивостока и Хабаровска, то это были ещё и разные часовые пояса. В общем, всё «не по правилам», к которым мы, как преподаватели, привыкли.   

И как вы со всем этим справились? 
Справились, но, конечно, не сразу. Мы изначально понимали, что будет очень трудно, поэтому попросили сотрудников ИДО ТГУ поделиться с нами своим опытом работы в проекте. Они  провели для нас двухчасовое «установочное» занятие, да и потом часто консультировали по ходу реализации программы. Мы им очень за это благодарны. Тем не менее, все преподаватели очень волновались, готовясь к первым встречам с потоками слушателей. Не обходилось и без недоразумений, приводивших к весьма эмоционально напряженным моментам, что отнюдь не облегчало нашу работу. Например, некоторые слушатели были не очень внимательны при выборе для себя программы и очень удивлялись, что их будут обучать именно таким, а не иным, компетенциям. Встречались и просто несдержанные люди, готовые спорить с нами по каждому поводу и без него. Несмотря на то, что именно социальные коммуникации являются основным предметом нашей профессиональной деятельности, на этот раз они давались нам очень непросто. Приходилось всё время себя контролировать и держать баланс между необходимостью поддерживать на занятиях дисциплину и сохранением дружелюбной атмосферы. Отслеживать нужно было не только свои слова, но и интонацию, с которой они говорились. Взрослые люди очень чувствительны и к выражению лиц преподавателей. Работая со студентами по полгода и дольше, мы имеем возможность себя «реабилитировать», если чувствуем, что общались с ними на некоторых занятиях как-то «не так». В рамках же короткого курса это невозможно, поэтому нужно было держать доброжелательную улыбку и интонацию всегда. 
Отзывы 1.png

Как сделать содержание программы доступным для всех слушателей, учитывая различия в их базовых образовательных уровнях? Реально ли это вообще? 

Как выяснилось, скорее «да», чем «нет». По крайней мере, если не для всех, то для большинства. Если люди ну совсем ничего не понимают, им очень скоро становится неинтересно, и  они  покидают программу. Остаются самые мотивированные и организованные. Именно это и является  основным фактором успешности их обучения. И даже степень начальной подготовки слушателей к курсу отходит на второй план.

Нам сразу было ясно, что то содержание, которое мы обычно выдаём на занятиях по интернет-продвижению с будущими бакалаврами и магистрами, необходимо существенно  переработать, чтобы оно было адекватно воспринято большинством слушателей программы повышения квалификации. В частности, мы по максимуму сократили количество «заумных» слов и специальных терминов, а также подобрали именно те кейсы, с которыми слушатели ППК наверняка встречались в своей повседневной практике или могут встретиться в будущем. Минимум абстрактных примеров. Интересовались, каким видом бизнеса люди уже занимаются или хотели бы заняться, и говорили о нём. Очень приличное качество большинства итоговых проектов наших слушателей и их отзывы о программе свидетельствует о том, что наши стратегия и тактика были правильными. Если честно, то мы сами не ожидали, что за такое короткое время большинство слушателей абсолютно «с нуля» подготовят весьма приличные проекты и защитят их. Но это случилось на всех трёх потоках! 

Из сказанного вами следует, что участие в проекте «Содействие занятости» потребовало от всех вас много усилий. А что вам дал этот проект? 

Проект нам дал на удивление много. Во-первых, ряд абсолютно новых компетенций и «лайфхаков» для нас как преподавателей и методистов, которые мы будем применять в обучении студентов и магистрантов. Во-вторых, благодаря участию в «Содействии занятости» мы можем теперь работать с большими потоками людей с разным уровнем подготовки. В-третьих, проект оказался супер-«тренажёром» для нашей эмоциональной выдержки и профессиональной этики. Можно без преувеличения сказать, что для нас вся эта история стала такой же программой повышения квалификации, как и для наших слушателей.

Пользуясь случаем, хочу поздравить от имени нашей кафедры (которой я теперь ещё больше горжусь) сотрудников Института дистанционного образования ТГУ и всех выпускников нашей программы с наступающим Новым годом, пожелать им крепкого здоровья, благополучия во всём и  новых профессиональных побед!

Отзывы 2.png