Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Сделай шаг – дорога появится сама собой
05.12.2021

Команда ИДО ТГУ рекомендует:

Значительная часть слушателей курсов повышения квалификации в рамках федерального проекта «Содействие занятости» приходят с планами стать самозанятыми и начать собственное дело. Некоторые из них уже имеют представление о будущем бизнесе, многие же приходят с надеждой получить вдохновение и найти новые идеи во время обучения.

Сегодня мы поговорим об алгоритме действий, который может помочь найти свою нишу на рынке товаров и услуг и пройти через очень важную стадию принятия решения относительно своего будущего.

Итак, человек очень хочет начать свой бизнес, но пока не имеет представления о том, чем он может «порадовать мир». Это – очень непростой этап: определиться с выбором, разобраться, насколько жизнеспособна и перспективна бизнес-идея. Можно сосредоточиться, перечислить все свои интересы, увлечения и компетенции, но остаться с ощущением, будто всё, что приходит в голову, никому не интересно и не нужно.

Для того, чтобы определить свою нишу на рынке, то есть, собственное место среди уже существующих предложений от реальных и потенциальных конкурентов, можно использовать наш «чек-лист», состоящий из 5 пунктов:

1. Определить интересы и увлечения

В какой-то момент любой предприниматель попадает в кризисную ситуацию, когда можно опустить руки, а можно до последнего сражаться за своё дело. Если человеку это дело не важно и не интересно, то и результат сражения можно предугадать. Особенно в случае, если это первый опыт работы «на себя». Так уж мы устроены: бороться за то, что нам безразлично, мы будем не в полную силу.

Есть несколько вопросов, которые помогут определиться с интересами и увлечениями:

1 (1).png

2. Обдумать сферу своей экспертности и проблемы, которые вы можете помочь решить

В каком-то смысле этот пункт продолжает предыдущий: часто мы разбираемся в темах, которые нас интересуют больше других. Однако круг возможных ниш может расшириться за счёт пересечения ваших интересов и профессиональных навыков. Например, ваше хобби – компьютерные игры. При этом вы – преподаватель иностранного языка. В качестве своей ниши вы можете обнаружить предоставление услуг репетитора с авторской методикой обучения на примере компьютерных игр.

Или другой пример: вас привлекает ресторанный бизнес. При этом вы – профессиональный ландшафтный дизайнер. В качестве вашей ниши можно представить бизнес по созданию бонсай-композиций для ресторанов и кафе.

Для того, чтобы выявить проблемы, которые можно решать в той или иной нише у своих потенциальных клиентов, можно предпринять следующие действия:

2 (1).png

3. Изучить возможных конкурентов

Необязательно искать свою нишу до тех пор, пока в голову не придёт какая-то уникальная, ранее не реализованная идея. Наличие конкурентов в нише, которую вы выбрали, может говорить о её актуальности и прибыльности. Нужно найти и просмотреть как можно больше сайтов с похожим бизнесом, чтобы понять, как, работая в этой же нише, выделиться среди соперников. Важно выяснить, есть ли возможность «отстроиться» от них.

Вот несколько признаков того, что ниша всё ещё перспективна и у вас есть все шансы добиться в ней успеха:

3.1.png

3.2.png

4. Определить прибыльность своей ниши

На подходе к этому шагу у вас должно сложиться достаточно ясное представление о том, какую нишу вы можете занять со своей бизнес-идеей. Возможно в списке остался один пункт, а может быть и несколько. Теперь важно найти ответ на вопрос «Сколько можно заработать в этой нише?»

На этом этапе нужно проанализировать, сколько стоят лучшие продукты или услуги в данной категории. Если нет никаких сведений даже о похожих предложениях и ценах на них, это значит, что пока никому не удалось монетизировать бизнес в данной нише. И тут нужно сделать выбор: либо рискнуть и попробовать стать первым, либо вернуться на пару шагов назад и поменять нишу.

5. Проверить идею

Один из лучших вариантов оценить собственную идею на жизнеспособность и востребованность – пообщаться с представителями вашей целевой аудитории (потенциальными покупателями и клиентами). Вот несколько вариантов такого общения:

5.png

Конечно, нет однозначного рецепта, который может дать гарантию, что бизнес будет успешным. Однако определение ниши – это фундамент жизнеспособного бизнеса. И правильное планирование в начале пути поможет пройти самый сложный этап – этап рождения идеи и начала своего дела.