Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Рынок частного образования будет только расти
29.06.2021

В России существуют все предпосылки для роста рынка частного образования. Самым актуальным поводом для обращения в частные школы и к репетиторам стали события 2020 года, когда все образовательные организации вынуждены были перейти в онлайн-режим. Частным организациям и репетиторам это было сделать значительно легче: они не ограничены жёсткими рамками регулирования государственных учреждений.

Ещё одной причиной роста этого рынка стал спрос на дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ: в рамках школьной программы учителя просто не успевают уделять достаточно времени на объяснение, тем более, на индивидуальную работу с учениками.

Как следствие, в частное образование приходит всё больше людей, которым необходимо развиваться и получать знания и опыт работы с учётом специфики этой сферы. При этом речь идёт не только о дипломированных педагогах, но и, скажем так, экспертах в той или иной сфере.

В чём же основное отличие частного образования от государственного? Прежде всего, в том, что мерилом успеха здесь является не только и не столько умение хорошо учить, но и выстраивать отношения с клиентом – самим учеником и его родителями или опекунами. От этого зависит примерно 70% успеха.

Рынок труда в частном образовании характеризуется высоким уровнем «текучки кадров» в организациях. Зачастую люди приходят в эту сферу без понимания прямой зависимости между усилиями, которые они будут прилагать, чтобы включиться в работу, и своими личными достижениями, в частности, уровнем дохода. Иными словами, если педагог просто учит математике или английскому языку, но не может найти общий язык с родителем как заказчиком, то он быстро потеряет их как клиентов. Кстати, государственные учреждения, наоборот, пытаются избегать такого маркетингового подхода в своей деятельности.

Соответствующие программы проекта «Содействие занятости» помогают обеспечить сферу частного образования кадрами, осознающими ключевую роль межличностной коммуникации и имеющими представление о маркетинговом подходе, без которого невозможно добиться высокого качества образовательной услуги.

О содержании трека «Новые контуры педагогической деятельности в частном образовании» в программе «Современная педагогика как пространство самореализации» от Института образования ТГУ мы поговорили с одним из его преподавателей - кандидатом педагогических наук, предпринимателем, консультантом по частному образованию Жанной Владимировной Волковой.

LETO2524 (1).jpg «В треке мы учим четырём базовым аспектам. Первый –клиентоориентированность: педагоги, работающие в частных образовательных организациях, особенно должны слышать и видеть  потребности и пожелания людей, которые обращаются к ним за услугой. Их умение вести диалог об образовании с родителями, подростками, взрослыми – это очень важное звено в общей цепи достижения успеха. Первые занятия нашего трека посвящены именно этому. Например, здесь мы говорим о том, что человек, готовый самостоятельно платить за своё образование, часто нуждается не просто в знаниях, а в своем продвижении по пути самореализации. Если же речь идёт о родителях, то многие из них заинтересованы в передаче линии развития своего ребенка профессоналам, в то время, пока они заняты своими рабочими задачами.

Второй важный аспект для участников программы – посмотреть на свою педагогическую деятельность по-новому, научиться проектировать процесс обучения, как образовательную услугу, направленную на пользу человеку, организации и социуму.

Третий аспект нашего трека посвящён гарантиям, которых клиент ожидает не меньше, чем новых знаний. К этому относятся профессионализм педагога; используемые им учебники и платформы; образовательная среда, формируемая педагогом для учеников.

Четвёртый фокус трека связан с результатами для всех участников процесса: клиентов, на которых направлена услуга, а также самой образовательной организации или частного лица, оказывающих эту услугу. Пришёл ли человек снова и принёс свои деньги повторно? Увеличился ли «капитал» клиента, педагога и организации?

Замечу, мы специально не готовили трек под  «самозанятых», но так получилось, что бОльшая часть наших слушателей – люди, которые занимаются, например, репетиторством. Вообще – это общая тенденция:  многие переходят на самозанятый режим работы и проект “Содействие занятости” реально может помочь сделать этот шаг более решительно, менее затратно. И мы учим их сделать это более осознанно». 

Компьютер.png

В целом, люди стали привыкать к неожиданным социально-экономическим «поворотам» и спокойнее относиться к смене работы. Однако для человека всё это остаётся стрессом, так как при переходе на новое место, тем более при смене профессии, теряется значительная часть социального капитала и дохода. 

Как правильно готовиться к изменению профессиональной траектории, чтобы минимизировать потери? 

  • Изучить новую сферу деятельности, в которой есть желание работать в будущем (по возможности, до увольнения с предыдущей работы).

  • Создать финансовый план, чтобы понимать, сколько времени можно посвятить поиску работы, не переживая о деньгах.

  • Составить список навыков, необходимых для входа в новую профессию. Их можно найти в требованиях к кандидатам в соответствующей сфере на рекрутинговых ресурсах.

  • Сопоставить список требуемых навыков со своим резюме/портфолио и выявить недостающие.

  • Найти в списке программ проекта «Содействие занятости» те, которые предлагают развитие навыков и образование в требуемой сфере. 

Сайт «Работа в России» — один из ресурсов, который может помочь ориентироваться в образовательных программах проекта «Содействие занятости» и подать заявку на участие. 

На сайте  есть страница с вакансиями, эта информация помогает ориентироваться на рынке труда и выбрать направление обучения.