Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Профессия «тьютор»
05.07.2021

Тьютор – это человек, который сопровождает индивидуальную образовательную траекторию обучающегося (тьюторанта). В отличие от преподавателя, обеспечивающего усвоение содержания образовательных программ, он делает эффективным сам процесс обучения. Тьютор помогает ответить на вопросы: «Зачем нужно учиться?», «Как получить необходимые знания?» и «Какие формы образования помогут достичь личных образовательных целей обучающегося?». Иначе говоря, тьютор работает со смыслами образования. Кстати, впервые профессия тьютора в нашей стране заявила о себе именно в Томске, в школе «Эврика развития» в конце 1990-х.

В ТГУ есть собственная тьюторская служба, был реализован проект «Создание системы тьюторского сопровождения для студентов с высоким образовательным потенциалом». Основная цель специалистов-тьюторов – кардинально изменить взгляд студентов на образование, заключающееся не в сидении на «парах», но в новых возможностях для их личностного роста и успешной карьеры. 

О перспективах рынка труда для тьюторов и обучающихся на треке «Технологии тьюторского сопровождения» программы «Современная педагогика как пространство самореализации» для проекта «Содействие занятости» мы поговорили с Полиной Скидан, специалистом по учебно-методической работе Института образования ТГУ.

Рынок труда для тьюторовDSC_7370.jpg
«Можно сравнить тьюторские компетенции с костюмом супер-героя: они усиливают компетенции преподавателя. У нас на треке учатся педагоги-предметники, учителя и репетиторы, которые уже используют или хотят использовать тьюторские технологии, потому что они помогают повысить мотивацию школьников и студентов к изучению предметов.

Поэтому можно сказать, что есть профессия тьютора как отдельного специалиста, а есть необходимость тьюторской профессиональной «надстройки» для учителей и преподавателей.

Сейчас многие крупные университеты создают тьюторские службы, чтобы сопровождать студентов. Такая структура есть в нашем ТГУ, в РАНХиГС, ТюмГУ и других вузах. Передовые школы стали задумываться и вводить у себя тьюторские должности. Существуют тьюторские центры, которые оказывают услуги в открытом образовательном пространстве. Например, к ним обращаются родители при выборе школы для ребёнка. Кстати, в Томске рынок свободного тьюторства ещё не так развит, как, например, в Москве, а спрос на такой род услуг, безусловно, есть».

Кто обучается на треке

«Из необычных кейсов: в группе есть репетитор по ментальным техникам — скорочтению, ментальной математике, правильной работе с текстом. Этот специалист работает в муниципальной администрации и практикует репетиторство в качестве дополнительного заработка. В нашу программу он пришёл с целью улучшить качество своих услуг.

Ещё один интересный случай – у нас есть преподаватель и, одновременно, заместитель директора по учебной работе из школы в небольшом карельском посёлке. Она приехала туда по Памятник Менделееву и Флоринскому.png программе “Земский учитель” и столкнулась с проблемой: у детей потенциально есть много возможностей, но они об этом не знают. Поэтому им “ничего не нужно и ничего не понятно”. Цель этого специалиста – поменять систему классного руководства, чтобы педагоги могли помогать ученикам с самоопределением. Очень вдохновляющая история!

В нашей группе есть репетиторы, готовящие к ЕГЭ и серьёзным олимпиадам. Они пришли за профессиональными «надстройками».

В группе есть и такие обучающиеся, которые ещё не работали в образовании, но решили изменить свои профессиональные траектории. Они знают предметы, но не очень владеют педагогическими техниками, поэтому решили научиться работе с личным смыслом учеников, чтобы удерживать их как клиентов.

К нам пришли и мамы в декретах, до отпуска бывшие воспитателями в детских садах. Сейчас они хотят вновь выйти работать, но уже методистами и педагогами-психологами.

Мы обучаем и людей, которые планируют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У нас они возьмут соответствующие базовые компетенции сопровождения и потом будут продолжать обучение работе с такими детьми.

И, конечно, у нас есть педагоги из школ и вузов, которые в качестве итоговых проектов будут создавать вводные занятия по своим курсам с учётом тьюторских технологий. Они научатся определять, с каким запросом пришёл к ним конкретный ученик или студент».

Что меняется для выпускника программы в его профессиональной жизни

«Мы выстроили систему сопровождения трудоустройства и помощи с оформлением статуса самозанятого. Самое главное, и об этом говорят сами обучающиеся, у них появилась уверенность в собственных силах. Мы, в каком-то смысле, организовали им “инвентаризацию себя”.

С теми, кто работает репетиторами и преподавателями мы проговариваем, как они в своей работе будут применять тьюторские компетенции: они составляют конкретные планы занятий, создают презентации своих услуг.

Ещё один важный момент: совершенствуя услугу, специалист может запрашивать более высокую цену за неё и быть более свободными в выборе клиентов (работать только с теми, с кем хочется)».

Табличка_1.png

  • Индивидуально подходить к обучающимся, выявив в самом начале их цели и ожидания от программы. Можно провести анкетирование, чтобы узнать подробности профессиональной жизни учащихся и какие результаты они хотят получить: повысить уровень дохода или должность; получить репутационные бонусы, донести новые знания до коллег и так далее.

  • Организовать тьюторское сопровождение: назначать кураторов для групп, которые будут решать организационные вопросы; проводить мониторинг «настроения» обучающихся; помогать решать проблемы внеучебного характера.

  • Предложить сделать «ревизию» компетенций: помочь человеку увидеть, как много он уже умеет и может предложить другим (потенциальным клиентам). В качестве итогового проекта предложить создать то, что реально пригодится в работе после окончания программы.