Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Профессиональное долголетие. Часть 1
04.08.2021

Частью целевой аудитории федерального проекта «Содействие занятости» являются люди зрелого возраста: те, кому более 50 и так называемые «предпенсионеры». Несмотря на неоднозначное отношение к пенсионной реформе, все мы можем согласиться с тем, что в последние десятилетия возрастная планка активного образа жизни сместилась. Временной этап «50+» и выход на пенсию в наши дни не означают потерю интереса к жизни в целом и профессиональной активности в частности. Изменения традиционных представлений о старости связаны не просто с увеличением средней продолжительности жизни, но с тем, что она (старость) начинается значительно позже, чем раньше. Иначе говоря, в жизни современных людей появился совершенно новый период времени, которого были лишены все предыдущие поколения. Отсюда трендом сегодняшнего дня стала установка на профессиональное долголетие.

Именно это время можно рассматривать как самое оптимальное для изменения уже сложившейся профессиональной траектории. В начале трудовой карьеры человек, как правило, связан социальными обязательствами, не позволяющими ему рисковать: нужно создавать семью, поддерживать детей, помогать родителям. Это часто мешает реализовать свою настоящую мечту и призвание. Люди же старшего возраста, освобождённые от большей части таких обязательств, могут попробовать заняться новым интересным для себя делом, на которое раньше не хватало времени, сил и решимости.

Зрелый возраст связан с уникальными преимуществами: человек уже имеет большой жизненный и трудовой опыт, и в то же время способен получать знания и навыки для работы в совершенно новой сфере.   

Наиболее частые причины смены профессиональной траектории в 50+

·        Усталость от работы в стрессовой среде. Даже при наличии регулярного отпуска и социального пакета, люди решаются на увольнение, чтобы снизить уровень стресса в своей жизни. Выбирая работу с более низкой зарплатой, человек освобождается от постоянного физического и эмоционального напряжения, связанного с теми или иными аспектами прежней работы.

·        Отсутствие интеллектуального и эмоционального удовлетворения от работы. Изучение нового помогает человеку обеспечивать одну из базовых потребностей, связанную с познанием окружающего мира. Многие люди бросают работу из-за того, что она их больше не волнует, не стимулирует к саморазвитию.

·        Желание осуществить мечту. Как было сказано выше, часто необходимость зарабатывать деньги мешает следовать своей страсти в более молодом возрасте. Но на определённом этапе жизни человек понимает, что риск потери стабильного заработка не настолько страшен, как риск никогда не осуществить мечту. Как следствие, человек отказывается от корпоративной карьеры в пользу более творческой траектории.

·        Ещё одна частая причина для смены карьеры – усталость от бешеного темпа работы. Даже если она приносит удовлетворение, задачи интересны, финансовая и социальная составляющие приемлемы. В нашей стране готовность перейти на более спокойный график часто связана с появлением внуков и желанием посвящать им больше времени.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

В Трудовом кодексе РФ существует прямой запрет на возрастную дискриминацию. Это значит, что работодатель не имеет права представлять в вакансии возрастные ограничения. К сожалению, это может завести соискателя в ловушку разочарования: откликнувшись на объявления, целевой аудиторией которых по объективным причинам являются более молодые люди, человек получает несколько отказов. Это демотивирует его, заставляет думать, что «работы для людей постарше вообще не существует». Как следствие – соискатель отчаивается и прекращает искать работу. Однако выход из этой ситуации заключается в другом: нужно изучить рекомендации экспертов и быть готовыми к тому, что достижение цели займёт некоторое время.

Мифы о карьере после 50

·        Работодатели не хотят нанимать людей старше 50. На самом деле, опыт имеет ключевое значение. Старшие сотрудники обладают хорошими лидерскими качествами, следуют правилам трудовой этики, они целенаправленны и лояльны. Особенно ценны сотрудники, важной частью работы которых была коммуникация с клиентами: такой опыт необходим и полезен в любой сфере.

·        Люди старшего возраста с трудом поспевают за технологическим прогрессом. Знакомство с новыми технологиями может представить некоторую сложность, однако она преодолевается с помощью грамотного планирования. «Переваривать» информацию нужно небольшими порциями, тогда может оказаться, что новое не так сильно отличается от уже знакомого «старого». Чтобы быть в курсе происходящего в мире технологий, нужно подписаться на соответствующие сайты, например, it-world.ru, Mashable, TechCrunch. Важно знать, что любой англоязычный материал (даже целую страницу сайта) можно мгновенно перевести на русский язык.

·        Слишком поздно получать новые навыки. У любого человека, работавшего в той или иной сфере, есть гораздо больше навыков для новой карьеры, нежели он сам думает. Например, школьный учитель может перенести в любую профессию такие вещи, как управление вниманием, планирование, целеполагание, организаторские способности, психологическую грамотность.

 Заголовок для раздела про программы.png

Обучение иностранным языкам: педагог в сфере формального и неформального образования

Чему можно научиться:

●        выстраивать работу по обучению иностранным языкам людей разного возраста в различных образовательных учреждениях. Это может быть работа в организациях дошкольного и школьного обучения, дополнительного и высшего образования, частных языковых школах;

●        анализировать и подбирать актуальный учебно-методический материал, электронные ресурсы, задания на образовательных платформах в соответствии с целями и задачами обучения (формальное и неформальное образование, включая репетиторство и индивидуальное обучение);

●        разрабатывать и внедрять программы обучения в соответствии с запросами со стороны заказчиков - государственных образовательных учреждений, частных школ, отдельных клиентов;

●        организовывать обучение иностранным языкам с учетом личностных особенностей обучающихся (инклюзивное обучение, индивидуальное обучение и так далее);

●        использовать современные технологии и электронные образовательные ресурсы (образовательные платформы) для обучения иностранным языкам интересно и увлекательно, в новых форматах образования. 


Обучение русскому языку как иностранному

Чему можно научиться:

●      владеть основными положениями современной методики преподавания русского языка как иностранного и владеть основными понятиями;

●      пользоваться актуальной научно-методической литературой, сформировав представления об основных учебниках и учебных комплексах по русскому языку как иностранному;

●      выявлять основные черты сходства и различия в системе русского языка и родного языка учащихся; получать знания о типичных ошибках носителей определенного языка в процессе освоения русского языка и путях их предупреждения и исправления;

●      выделять методические задачи и обеспечивать их решение соответствующими приемами работы, техническими и наглядными средствами, учебным материалом и т. п.;

●      создавать и поддерживать мотивацию к изучению языкового материала;

●      организовывать общение и взаимодействие учащихся на занятии по русскому языку.


Телемаркетолог и сотрудник call-центра

Чему можно научиться:

●      внедрять CRM-системы и IP-телефонию;

●      работать с клиентскими сомнениями и возражениями и доводить до финала даже самые сложные продажи;

●      применять техники продаж для работы с разными типами клиентов;

●      применять техники написания скриптов и работы с возражениями;

●      проводить маркетинговые исследования для формирования целевых аудиторий;

●      нарабатывать клиентскую базу посредством телефонных звонков;

●      осуществлять переговоры;

●      искать перспективные рынки сбыта продукции.