Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Онлайн-занятия: нет предела совершенству
25.01.2022

Кажется, мы уже привыкли к ведению занятия в формате онлайн. Наши слушатели тоже привыкли к обучению «с экрана», часто слушают (даже не смотрят!) занятия в записи, отвлекаясь на другие дела. Но привычка, увы, — это враг изменений к лучшему. Сегодня мы расскажем и напомним о некоторых важных нюансах ведения онлайн-занятий, которые могут сделать нашу коммуникацию со слушателями программ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» более эффективной.

Начало занятия

Обычно рекомендуется начинать онлайн-мероприятия немного раньше, чтобы дать возможность слушателям «освоиться» в электронном классе. При этом преподаватель может не включать камеру и микрофон, а вывести в демонстрационном режиме свою «визитку». Её можно сделать, например, на сайте canva.com в формате «Плакат» или «Визитки», разместив на ней информацию о себе, которая может быть важна и полезна слушателям.

Дизайн без названия (1).png

Настройка зала для занятий

Многие слушатели программы «Содействие занятости» впервые оказываются в роли «онлайн-студентов», поэтому не знакомы с настройками платформы. Из-за этого часто возникают неловкие ситуации с включёнными микрофонами, что мешает остальным слушателям и преподавателю сосредоточится на занятии. Даже если преподаватель просит выключить микрофоны, слушатели могут не сделать этого, так как не воспринимают просьбу на свой счёт. Поэтому преподаватель может заранее выключить микрофоны у всех слушателей и в начале встречи объяснить, что это необходимо для комфортной коммуникации, а все вопросы можно либо задавать в чате, либо «поднимать руку» и получать возможность включить микрофон по запросу.

Как в кино

Когда мы выступаем перед слушателями в офлайн-формате, — это всегда своего рода «театральное представление». «Актёр и зрители» существуют в одном пространстве, ощущая энергетику друг друга и имея возможность менять фокус внимания, делая для себя визуальный контент более разнообразным. Виртуальное общение требует от преподавателя «кинематографичного» подхода: нужно, во-первых, помнить о качестве и содержании «картинки», а во-вторых, о том, как привлечь и зафиксировать внимание «зрителей».

Выстраиваем кадр

То, как выглядит «окошко» с преподавателем, играет не только эстетическую, но и функциональную роль: приятная и комфортная для глаз картинка помогает удерживать внимание слушателей. Для создания таковой нужно учитывать несколько составляющих:

Освещение

Глаз человека гораздо чувствительнее, чем любая камера. Поэтому то, что нам кажется хорошо освещённой комнатой, на видео будет выглядеть полутёмным помещением. Для хорошего кадра нужно либо сидеть лицом к естественному источнику света (в дневное время и в непосредственной близости к окну), либо организовать дополнительные источники освещения. Существуют специальные лампы для съёмок, любого размера, с возможностью установки на пол, либо крепления на стол. Можно поставить торшер или даже использовать настольную лампу. Правда, свет лампы, направленной на лицо, может слепить, поэтому она, скорее, может служить дополнительным источником света.

Окружение в кадре

Мы привыкаем к обстановке, в которой живём и работаем, часто не замечая вещей, окружающих нас. То, что в обычной жизни может быть незаметным, в кадре смотрится лишним, представляет собой визуальный мусор. Стопки бумаг, беспорядок за спиной на полках, даже диванные подушки могут отвлекать внимание слушателей, запускать их в личную жизнь преподавателя, снижать статус занятия и самого выступающего. За спиной в кадре должно находиться как можно меньше мелких вещей. Хорошо смотрятся книги, крупные элементы декора (в скромном количестве) и цветы. Полная пустота тоже не считается хорошим фоном: глазам нужно на чём-то «отдыхать», не отвлекаясь от экрана монитора.

Решением проблемы организации окружения в кадре может стать виртуальный фон. Для этого необязательно иметь «зелёный экран», последние версии программного обеспечения позволяют использовать виртуальные фоны в «Zoom» и без него. Можно пользоваться фоном «размытая картинка». Однако нужно помнить, что при использовании фона нельзя активно жестикулировать, так как он «не успевает» за быстрыми движениями и появляются помехи, которые отвлекают и раздражают зрителей.

2 (1).png

Ракурс съёмки

Статичная картинка быстро наскучивает, у глаза появляется желание «отдохнуть», отвлечься, посмотреть на другие объекты. Нужно помнить, что чем крупнее на экране лицо преподавателя, тем статичнее картинка для зрителей. Самый оптимальный вариант ракурса – вид по пояс (или чуть ниже груди). При этом камера должны стоять на уровне глаз или немного ниже. Очень часто преподаватели используют камеры на ноутбуках, что, при установке ноутбука на стол, искажает пропорции тела, делает его тяжёлым, лектор как бы нависает над слушателями. Для хорошего ракурса нужно установить ноутбук так, чтобы камера находилась на уровне глаз. Для этого можно использовать даже стопку книг. Часто лекторы устанавливают ноутбук или камеру таким образом, чтобы перед ней можно было стоять: это даёт возможность двигаться и освобождает диафрагму, поэтому стоя легче дышать и, соответственно, говорить.

В кадре лектор должен занимать центральную часть. Психологически сложно долго наблюдать за «говорящей головой» внизу экрана на фоне потолка, занимающего 70% кадра. Есть две причины, по которым нельзя «обрезать» голову и не показывать в кадре шею. Первая: такой ракурс тяжело воспринимается, так как наш мозг всё время пытается «дорисовать» картинку и не даёт нам возможности сосредоточиться на содержании. Вторая причина: на часто используемой платформе «Zoom» в формате маленького окна тёмная полоса с именем участника мероприятия закрывает часть лица, если оно расположено не в центре, а внизу экрана. 

В следующих выпусках нашей рубрики мы продолжим рассказывать о том, на что ещё нужно обращать внимание при работе со слушателями в онлайн-формате.