Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Обучение взрослых: трансформационное обучение
01.11.2021

Рекомендует команда ИДО ТГУ

В одном из прошлых выпусков мы уже говорили о специфике обучения взрослых и рассказывали о теории, основанной на использовании предыдущего опыта слушателей при обучении новому.

Сегодня мы коснёмся теории трансформационного обучения, объясняющей, как «раскрывать перспективы» для создания инсайтов у слушателей. Эта теория основывается на предположении, что взрослая аудитория учится рассматривать предыдущий опыт в новом свете, искать в нём новые смыслы.

Основатель теории трансформационного обучения Джек Мезиров, американский социолог и почетный профессор взрослого и продолжающегося обучения, пришёл к выводу, что взрослые не применяют старые способы решения проблем к новым ситуациям. Поэтому, им нужно помочь по-новому взглянуть на проблему, так как мировоззрение человека меняется по мере получения новых знаний и именно такие изменения помогают ему усваивать новые концепции, принимать их. В целом, речь идёт не просто о получении знаний, а о поиске новых смыслов. Трансформационное обучение включает в себя фундаментальное изменение восприятия: обучающиеся начинают подвергать сомнению всё, что они знали раньше, и исследовать явления с новых ракурсов.

Картинка.png

В теории трансформационного обучения есть несколько этапов, по которым преподаватель «ведёт» свою аудиторию и помогает преобразовывать прежние представления о предмете, делать открытия и переживать «вау»-моменты:

·        Выявление дилеммы, кризиса. На этом этапе преподаватель подводит слушателей к осознанию того, что их прежние представления о чем-либо (самой профессии, форме занятости, специфических профессиональных ситуациях) могут быть неактуальными на сегодняшний день. Некая дезориентирующая дилемма может показаться аудитории слишком сложной и неудобной, но именно она станет «искрой» для разжигания интереса к поиску решения предлагаемого кризиса. Если речь идёт о повышении квалификации, то на этом этапе можно попросить слушателей дать 1-3 варианта ответа на вопрос, с какими трудностями они в последнее время сталкивались на работе, какие проблемы профессионального плана заставили их вернуться «за парту».

    1.png

·        Самостоятельная проверка. Выявив дилемму (кризис), слушатели должны провести самостоятельную проверку предположения, отличающегося от их «старых» представлений. Такая проверка может включать в себя как самостоятельную работу по анализу самых новых теоретических ресурсов, так и опросы, фокус-группы, даже просто беседы со знакомыми и друзьями.

2.png

·        Критическая оценка предположений. На этом этапе трансформационного обучения слушатели сравнивают свои «старые» представления с результатами проверки. В идеале, они должны признать, что, возможно, их мнение было в чём-то ошибочным, что делает их готовыми и открытыми новой информации, обучению.

3.png

·        Планирование действий. Когда пришло понимание того, что прошлые предположения были ошибочными, можно планировать курс действий по решению проблемы. Преподаватель помогает определить, чему нужно научиться, чтобы решить первоначально выявленную дилемму, а также решить ряд проблем, опосредованно касающихся первоначальной темы. Для этого все темы модуля или целого курса можно попробовать сформулировать как дилеммы.

    4.png

·        Приобретение знаний или навыков. Этап непосредственного получения знаний. Значительную часть на этом этапе занимает самообучение. Самое главное – заранее составить список ресурсов для слушателей, акцентируя внимание на самых свежих источниках, особенно, если речь идёт о повышении квалификации: скорее всего, с классическими, проверенными временем работами слушатели уже знакомы.

Трансформационное обучение играет особенно важную роль в периоды жизни человека, которые сами по себе очень «трансформационны». Имеется в виду время больших изменений в профессиональной или социальной жизни, когда человек вынужден решать проблемы смены работы, адаптации к новой должности и коллективу, выхода на пенсию и поиска возможностей дополнительного заработка. Конечно, к этому ряду проблем можно отнести и революционное для многих решение перехода от работы по найму к формату самозанятости. Кстати, опыт взаимодействия с новой, взрослой аудиторией, для нас, преподавателей, тоже становится трансформационным. Непростая, но очень важная задача, — перейти от передачи знаний к диалогу и формированию нового опыта у всех, кто оказал нам доверие и выбрал в качестве наставников в один из самых непростых моментов жизни.