Найти себя и не потерять эффективность
06.09.2021

Рекомендации от команды ИДО ТГУ

Один из вариантов развития профессиональной траектории для выпускников программ профподготовки нацпроекта «Содействие занятости» — самозанятость. Популярность этого статуса продолжает расти. По заявлению главы Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, к середине 2021 года в России было зарегистрировано уже 2,4 миллиона самозанятых.

Перспектива взять ответственность за свое финансовое благополучие стала более привлекательной с тех пор, как в нашей стране был введён экспериментальный налоговый режим для самозанятых и появились сервисы для поиска работы, обеспечения безопасной оплаты труда и, самое главное, регистрации в налоговой системе. В этом направлении продолжает развиваться и законодательство: появляются правовые, финансовые и социальные гарантии, делающие такой статус более привлекательным.

При множестве плюсов и минусов самозанятости, существует один, с первого взгляда, не самый важный аспект, который обычно воспринимается как явное преимущество, а именно, Часы.png свобода в организации рабочего процесса. Многие мечтают о том, чтобы полностью контролировать рабочее время: варьировать нагрузку, составлять расписание, освобождать будние дни для отдыха. Однако у такого стиля работы есть обратная сторона: чтобы сохранить эффективность при свободном графике нужно владеть навыками управления временем. Работа в самоизоляции во время пандемии Covid-19 разделила человечество, среди прочего, ещё и на тех, чья работоспособность повысилась (или осталась на прежнем уровне), и тех, кто с трудом поспевал за дэдлайнами, страдая от прокрастинации.

Сегодня мы поговорим об аспектах управления временем, которые нужно принимать во внимание, чтобы при переходе в статус самозанятого сохранить разумный баланс между работой и свободным временем без потери эффективности.

Время тоже любит счёт

Нам кажется, что мы очень хорошо знаем себя и можем точно сказать, сколько времени ежедневно тратим, например, на проверку уведомлений в соцсетях. Но если попробовать отслеживать свои действия, может оказаться, что мы сильно заблуждаемся. Практика показывает, что люди обычно плохо представляют себе, сколько времени требуется на выполнение рабочих (и не только) задач. Провести такой аудит помогут специальные программы и приложения, либо старый добрый метод «ручка и бумажка». На это тоже потребуются временные затраты, но результат, скорее всего, компенсирует потери.

Временной аудит позволит не только посмотреть, на что конкретно уходит время, но и выявить личный биологический прайм-тайм (наиболее продуктивное время). Для этого нужно разбить рабочий день на 3-5 интервалов и отслеживать, в какой из них получается эффективнее всего работать. В конце недели можно расположить эти временные отрезки от наиболее к наименее продуктивному, и планировать выполнение самых сложных дел на «золотое» время.

Цель – достижимые цели

При большом количестве дел, оставшихся незавершенными, никакой контроль времени не поможет избавиться от чувства постоянной неудовлетворенности от невыполненной Матрица Эйзенхауэра_зеленый (1).png работы.  Проведённый аудит времени должен показать, теряется ли время на пустяки, проводится ли за выполнением тех или иных задач, или вы просто перезагружаете список дел. Если существует вероятность «перегруза», можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, распределив задачи по категориям «важно – срочно – не важно – не срочно».

Ежедневное планирование

Сосредоточится на основных приоритетах помогает планирование на неделю, которому можно посвятить несколько минут в воскресенье. Нужно принимать во внимание меняющийся в течение недели уровень энергии. На понедельник лучше не планировать сложные дела: с ними, а также творческими задачами, легче справляться во вторник и среду. В четверг эффективно проходят встречи, пятницу можно посвящать задачам с низким приоритетом и нетворкингу.

Составлять ежедневный список дел можно либо в начале рабочего дня, либо накануне в конце предыдущего. Реалистичность этих планов поможет обеспечить всё та же матрица Эйзенхауэра. Мы уже выяснили, что, если часть дел будет постоянно оставаться невыполненной, чувства разочарования и неудовлетворённости никогда не позволят получать удовольствие от выполненного. Формулировать элементы списка нужно так, как будто они уже выполнены. Вместо «Перевести три страницы текста» пишем «Переведены три страницы текста». Этот психологический фокус позволит получить дополнительный импульс мотивации при выполнении задачи.

Планируя, следует помнить, что не существует объективных правил распределения времени. Не стоит загонять себя в рамки, которые могут превратить жизнь в постоянную гонку за результатом. О том, как избежать такого поворота событий, в статье «Тайм-менеджмент больше мне не друг: три важных открытия об истинной продуктивности» размышляет Эбби Шипп, профессор и заведующая кафедрой управления и лидерства Техасского христианского университета.

Разумное ограничение

Закон Паркинсона утверждает, что задачам свойственно расширяться, чтобы заполнить отведенное им время. Иными словами, если дать задаче час, даже если вы бы могли её выполнить за 30 минут, её объем увеличится по ходу работы, чтобы заполнить заранее отведённое ей время. Вывод – нужно ограничивать время для всех элементов плана, возможно, это поможет работать эффективнее.

Ограничивать нужно и количество одновременно выполняемых задач. В идеале – до одной. Многозадачность отрицательно сказывается на производительности, снижая когнитивные способности.

Главное – здоровье

Люди с опытом в сфере работы на самих себя хорошо знают, что основа успеха – здоровье. На нём держится всё и его нужно обязательно держать под контролем. Поэтому время для отдыха тоже должно быть запланировано в графике. Для тех, кто работает дома, хорошим вариантом может быть регулярный дневной сон. Такой отдых помогает снижать стресс и риск сердечно-сосудистых заболеваний. Даже когда сроки выполнения требуют «марафона» на длинную дистанцию, нужно помнить: если по ходу возникнет усталость и непреодолимое желание подремать, лучше не пересиливать себя. И не злоупотреблять кофеином, снижающим производительность мозга.

Ресурсы по теме:

«Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией» (Франческо Чирилло)

«Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы» (Доминика Деграндис)

«Я ничего не успеваю! Как провести аудит своей жизни и расставить приоритеты» (Ольга Баранова, Елена Погодичева)

«Прокрастинация. Первая помощь» (Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург)

«Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» (Дэвид Аллен)

«Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь» (Брайан Трейси)