Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Медиана первого года: интервью с Михаилом Шепелем
20.08.2021

В начале нового учебного года, после некоторого летнего «затишья», массово стартуют образовательные программы в рамках национального проекта «Содействие занятости». Сегодня мы встретились с Михаилом Олеговичем Шепелем, директором Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, чтобы поговорить о первых результатах работы нашего университета как федерального оператора проекта.

577A7710.jpg

Какими количественными и качественными результатами ТГУ как федеральный оператор проекта может «похвастаться» на данный момент?

На сегодняшний день мы — лидеры по количеству заявок граждан на обучение: у нас их уже более 52 000, это больше, чем у двух других федеральных операторов вместе взятых. Такой результат обеспечили правильно простроенная рекламная кампания и освещение проекта. Люди из всех субъектов Российской Федерации заявляются на наши программы. По статистике на конец июля у нас и самое большое количество уже приступивших к обучению — почти 9000 человек. Период отпусков объясняет небольшое затишье в середине лета, самые масштабные запуски будут в конце августа — сентябре, когда мы должны будем выйти на планируемые 56 000 человек. К середине ноября все программы должны будут завершиться, и мы будет подводить итоги года.

Наше лидерство обеспечивается и тем, что мы многие программы реализуем либо в смешанном формате, либо полностью в онлайн, и на них могут одновременно обучаться граждане из всех субъектов РФ. Это позволяет быть более гибкими. Кроме того, мы сейчас нашли много промышленных и академических партнёров, и можем в течение двух недель проектировать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки под конкретные запросы работодателей. Это позволяет нам очень быстро выводить на рынок требуемых специалистов, то есть работать не по тому, что уже есть, а быстро создавать новое.

А ещё мы — единственный федеральный оператор, у которого все программы реализуются в единой LMS среде: мы видим все программы и «копим» цифровой след как студентов, так и преподавателей; наблюдаем картину от вхождения слушателя до завершения процесса его обучения. Поскольку программы реализуются во всех субъектах Российской Федерации, очень важны взаимодействие с региональными органами исполнительной власти (РОИВ) и своевременная передача информации слушателям. С этой целью нам удалось создать личные кабинеты как для образовательных организаций, так и для РОИВов, в которых содержится вся необходимая информация

Вот, пожалуй, три ключевых фактора успеха реализации программы на данный момент.

Какие программы сейчас больше всего востребованы и почему?

Это «Профессия data-аналитик», «Project Manager в IT» и другие программы в сфере информационных технологий. Завершивших обучение еще не так много, но мы видим, что у нас по этим направлениям идёт очень маленький отсев, это тоже косвенно говорит о качестве. По целому ряду программ у нас слушатели трудоустраиваются даже до завершения процесса обучения: зачастую в качестве итогового проекта они выполняют задание от потенциального работодателя, например, в случае с data-аналитиком студенты получают задания от работодателей, и наиболее талантливых выпускников компания сразу приглашает к себе на работу. Хороший спрос наблюдается на тестировщиков и экскурсоводов, безусловные лидеры по количеству заявок и проценту трудоустройства программы по делопроизводству и кадровому делу.

Какой процент отсева слушателей предполагался при запуске проекта?

Один из вызовов для нас — количество ушедших слушателей с программ, которые полностью реализуются онлайн. Порой с таких программ уходили до половины обучающихся, что, конечно, совершенно недопустимо. Поэтому мы постарались обеспечивать тьюторское сопровождение и на сегодняшний день отсев составляет около 12%, это считается хорошим показателем.

С какими проблемами пришлось столкнуться ТГУ как федеральному оператору в первый год реализации проекта?

Во-первых, это сложность взаимодействия всех трёх институций — федерального оператора, местного университета и РОИВ. В чём заключается сложность? Мы ориентируемся не только на удовлетворение рынка труда в данный момент, но в целом на развитие этого рынка, на его будущее. Когда мы получаем запрос от РОИВ, отвечающих за занятость в том или ином регионе, они видят по своей базе данных состояние спроса и вакансий на текущий момент. Как правило, это рабочие профессии — сварщики, операторы котельной, водители и так далее. Это, очевидно, совершенно не университетский профиль. И возникает такой разрыв, когда представители РОИВ говорят: «Нам сварщики нужны», а мы видим, что из этого же субъекта граждане записываются на совсем другие программы. Например, «вузовского» профиля. В стране вырисовывается системная проблема, связанная с тем, что в основном программы ДПО, как и запросы от РОИВ, ориентируются на решение текущих проблем и закрытие текущих вакансий. Но нет вИдения перспективы развития рынка труда, можно сказать, его программирования на будущее. Мы, как университет, ставим перед собой такую амбициозную задачу — решить вопрос не только в текущем моменте, но выстроить систему так, чтобы она работала и на проекты развития субъекта в перспективе. То есть, по сути, на формирование человеческого капитала в регионах. Это очень сложная задача. Для того, чтобы её решить, нужно вовлекать в коммуникацию не только органы исполнительной власти, ответственные за трудоустройство в регионе, и местный университет, но и представителей других ветвей власти и бизнеса. А дальше вместе выстраивать эффективную коммуникацию.

Кому из вузов-партнёров хочется выразить особую благодарность за промежуточные результаты сотрудничества?

У нас, безусловно, есть субъекты-лидеры: Татарстан, Краснодарский край, Алтайский край, Москва. В этих регионах выстроена плотная коммуникация, не ограниченная тремя сторонами. В ней участвуют много акторов, их действия согласованы, результат — большой спрос на участие в проекте «Содействие занятости» среди граждан.

Какие трудности приходится преодолевать по ходу реализации проекта «Содействие занятости» и насколько гибки «правила игры»? 

До сих пор есть много сложностей, связанных с тем, как оценивать и контролировать выполнение проекта. В частности, ориентированного на самозанятость. Открытым остаётся вопрос, считается ли удачным завершение слушателем программы, если он перестал быть самозанятым через три дня после выпуска? И учитывать ли гражданина, зарегистрировавшегося как «самозанятый», за день до завершения обучения?

Очень много вопросов и деталей, требующих доработки, возникают по каждой целевой аудитории: как её учитывать? И как учитывать гражданина, представляющего сразу несколько целевых аудиторий (безработная женщина 50+ с ребёнком дошкольного возраста, например)?

Пока не до конца оформлена платформа «Работа в России». К сожалению, она пока не работает так, как нам бы хотелось. Соответствующие IT-сервисы для граждан и для федеральных операторов должны появиться только в 2022 году, поэтому сейчас используются некоторые промежуточные и не очень эффективные решения. Они не позволяют оперативно отвечать гражданам, что ведёт к задержке их передачи вузам для участия в программах и так далее.

Проект сложный и очень радует, что мы встречаем понимание и со стороны Министерства труда, и со стороны Роструда, и со стороны нашего учредителя Минобрнауки. По пятницам у нас проходят регулярные совещания с федеральными операторами, на которых мы контролируем процесс, фиксируем движение и корректируем что-то, если есть необходимость. Кроме того, Нацпроект «Демография» реализуется под контролем двух вице-премьеров —Татьяны Алексеевны Голиковой и Андрея Рэмовича Белоусова. С ними совещания проходят раз в две недели, тоже по пятницам. Мы докладываем о результатах, после чего корректируются действия всех трех федеральных операторов. Должен отметить, что пока жестких бескомпромиссных позиций по каким-либо вопросам ни у кого из участников проекта не наблюдалось, мы всегда можем между собой договориться.

Продолжение интервью ˃˃