Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Медиана первого года: интервью с Михаилом Шепелем (продолжение)
24.08.2021

Продолжение интервью с Михаилом Олеговичем Шепелем, директором Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ.

Какие отклики есть от вузов-партнеров, за что ругают и за что хвалят ТГУ как федерального оператора проекта «Содействие занятости»?

Ругают нас за то, что долго согласовываем ряд заявок. Мы столкнулись с такой проблемой: часто вузы хотят учить тому, чему привыкли учить, а не тому, на что есть реальный запрос. Вузы заявляют самые дорогие и продолжительные, но не практико-ориентированные программы. Первый год реализации проекта короткий, он начался позднее. Очень важно, чтобы программы были нацелены не только на сохранение занятости, но, в первую очередь, на удовлетворение спроса со стороны безработных граждан. Практика показала, что это должны быть более короткие, но ёмкие по содержанию программы. В этой связи мы занимаем довольно принципиальную позицию: стараемся разбираться по сути и не пропускать всё подряд, заявляемое вузами. Естественно, вызываем этим некоторое недовольство со стороны наших партнеров.

Вместе с тем ТГУ, как федеральный оператор, довольно оперативно подписал соглашения со всеми вузами и РОИВ. Мы, как я уже сказал выше, лидируем сегодня по количеству приступивших к обучению, и сформировали единую IT-инфраструктуру с личными кабинетами для университетов, в которых они могут видеть всех граждан, а также единую LMS-среду. Мы проводим регулярные встречи, есть общий чат для всех участников. В общем, создали коммуникативное пространство и стараемся максимально оперативно отвечать на все запросы университетов.

Каких программ сейчас не хватает в проекте в целом и в ТГУ частности?

Большой спрос сегодня существует на рабочие специальности и на специальности в области вузовской медицины, телемедицины, на сестринское дело. Этих программ действительно пока  нет в ТГУ, так как у нас, как и у многих других вузов, нет лицензии на профобучение. Изначально предполагалось, что в проекте за профессиональную переподготовку в сфере рабочих специальностей будет отвечать федеральный оператор Worldskills. Но он ведёт обучение только в своих сертифицированных центрах, а их не хватает в субъектах. Чтобы закрыть эту потребность, ТГУ вынужден находить соответствующее университеты с лицензиями и колледжи, и вместе с ними проектировать программы.

Проект планируется вести до 2024 года. Будет ли ТГУ получать лицензию на профобучение?

Мы думаем в университете над этим, обсуждаем вопрос с руководством. Мне кажется, что это перспективно и на будущее, поскольку «Содействие занятости» когда-то закончится, а мы сможем выйти с пулом наиболее востребованных конкурентоспособных программ по рабочим специальностям, которые будут приносить доход университету. Недавно мы подписали договор с предприятием «Латат» (ООО «Монолит-Строй») (деревообработка). Мы специально под них делаем программы по деревообработке и работе со смолами, но, к сожалению, только 30% их запроса - специалисты в инженерной сфере, которых мы сами готовы переобучить. Для таких случаев мне кажется вполне логичным двигаться в сторону лицензирования профобучения.

До какого момента можно предлагать образовательные программы? Есть ли ограничение по количеству программ и срокам запуска?

Конечно, программы нужно предлагать и заявлять, потому что даже если не будет возможности их запустить в этом году, это можно будет сделать в следующем, хорошо их подготовив. Проект «Демография» — ресурс для развития собственных программ дополнительного профессионального образования на факультетах и в подразделениях. Эти программы останутся с вами, коллеги, и в перспективе могут стать источником дополнительного дохода, если вы, например, решите организовать платные курсы повышения квалификации по вашему направлению. Сейчас есть возможность грамотно спроектировать программу, отработать всё со специалистами в сфере педдизайна, использовать возможности нашей студии для записи онлайн-курсов, организовать тьюторское сопровождение, научиться масштабировать.

Кстати, о масштабировании. Мы столкнулись в университетах с тем, что руководители программ говорят: «Мы не можем учить по 300-500 человек одновременно, потому что отвечаем за качество!» Да, мы привыкли работать индивидуально. Но с таким подходом программа становится менее эффективной и с экономической точки зрения не очень интересной. Проект подвёл нас к необходимости учиться масштабированию. При этом очень важно соблюсти баланс и таким образом спроектировать программу, чтобы она, с одной стороны, могла «принять» большое количество слушателей, с другой, не превратиться в профанацию и в какой-то банальный конвейер. Мне кажется, сегодня все ресурсы и технологии университета для этого есть: аудитории, оборудованные комплексом «Актру», студии для записи онлайн-курсов, специалисты в области педдизайна и тьюторы.

577A7703.jpg

Важно понимать: все материалы, которые будут созданы в программах для проекта «Содействие занятости» можно использовать и сейчас, и в будущем при подготовке бакалавров и магистров. Повторюсь: мы располагаем уникальным ресурсом, который поможет нам отточить навыки масштабирования и создать качественный образовательный контент для подготовки студентов в рамках университетских специальностей и направлений.

Сколько человек должно быть в коллективе, способном разработать такую программу и масштабировать её?

Всё зависит от продолжительности программы и её предметно-тематической направленности. В среднем это может быть коллектив от 5 до 15 человек. Если руководитель не может найти среди своих преподавателей тех специалистов, которые нужны в программе, он набирает преподавателей и тьюторов извне, проект такую возможность предусматривает. Можно приглашать спикеров из других университетов или компаний на взаимовыгодных условиях, создавать сборные коллективы. Ведь мы уже столько лет говорим о междисциплинарных командах, формировании новых коллабораций и профессиональных связей!

Почему ещё участие в проекте может быть интересным для факультетов и подразделений? Мы давно говорим про объединение с реальным сектором экономики. Проект «Содействие занятости» действительно может помочь и в этом. НИОКР и работа по грантам занимают продолжительный период времени и требуют очень много ресурсов до выхода на готовый продукт. А здесь можно в относительно короткие сроки вместе с корпоратом и под его контролем разработать востребованную программу и вывести её на рынок. Поэтому участие в проекте — это ещё и новый инструмент тесного взаимодействия с реальным сектором экономики.

Дорогие коллеги! Проект «Содействие занятости» — первый в своём роде и для ТГУ, и для каждого из нас. Он очень сложный, но интересный и чрезвычайно перспективный. Он даёт не только дополнительное финансирование, но и возможности развития новых компетенций, новых партнеров, а также открывает для нас новые целевые аудитории. В обычной ситуации на это нет ни времени, ни ресурсов. А в данном проекте эти ресурсы есть! Поэтому я бы обратился к тем, кто всё ещё думает, вступать в проект или нет. Постарайтесь посмотреть на него не только с точки зрения возможности заработать деньги здесь и сейчас. Проект поможет всем нам выйти на новые перспективы развития образовательной деятельности подразделений. Специалисты нашего центра со своей стороны готовы оказать максимальное содействие и помочь решать возникающие проблемы. Все вместе мы сможем достичь общей университетской цели: использовать ресурсы проекта и стать к моменту его завершения лидерами в области современных программ ДПО в России.

 ˂˂ Первая часть интервью