Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Говорим и показываем: работа в студии Jalinga (Часть 1)
20.10.2021

Рекомендует команда ИДО ТГУ

Одним из факторов успеха реализации образовательной программы в рамках проекта «Содействие занятости» стали грамотное планирование и установление удачного баланса между синхронной и асинхронной работой со слушателями. Лекционный формат оптимален для презентации материала, однако работа со взрослой аудиторией имеет свою специфику. В частности, слушатели ППК в рамках этого проекта ждут, прежде всего, практико-ориентированных занятий с возможностью разбирать конкретные кейсы и задавать вопросы. Однако количество часов, которыми ограничены многие программы, оставляет для практики не так много времени. Поэтому вполне логичным кажется предоставить возможность аудитории самостоятельно знакомиться с теоретическим материалом (асинхронный формат работы), а на синхронном занятии разбирать кейсы, отвечать на вопросы, давать задания по пройденной теории.

Сегодня в нашей рубрике мы хотим рассказать, что в ТГУ есть прекрасные условия для создания видеоматериалов к программам проекта. Мы встретились с Дарьей Масловой, WhatsApp Image 2021-10-20 at 18.08.07.jpeg директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов, чтобы мотивировать преподавателей активнее пользоваться возможностями студий Jalinga.

- Преподаватели – это люди, которые профессионально работают с аудиторией, но, чаще всего, делают это «вживую», даже если речь идёт об онлайн-формате. При этом запись видео представляется достаточно затруднительным делом. Есть мнение, что для этого нужны особые навыки, многие считают себя просто «невидеогеничными». Как вы это прокомментируете?

- У нас очень хорошо выстроена система работы с преподавателями. К визуализации контента и подготовке лектора мы подходим очень серьёзно. Мы работаем со всеми, любой специалист из нашего университета может воспользоваться возможностью записать свои занятия. Если человек является экспертом в своей сфере, мы постараемся изо всех сил передать без потери качества всё, что происходит на его занятиях «вживую».

- Бывает ли так, что человек приходит к вам с установкой «наверное, у меня ничего не получится», а в конце остаётся довольным результатом?

- В большинстве случаев именно так всё и происходит. Конечно, у большинства из нас нет опыта кинематографических съёмок. Но с преподавателями работают мультимедиа-дизайнеры, сопровождая его на протяжении съёмочного процесса. Они всё показывают, рассказывают, поддерживают не только технически, но и психологически: могут успокоить, даже чайку горячего с малиной приготовить. Мы прекрасно понимаем, что навыки поведения в кадре появляются и развиваются только с опытом. У нас даже сложилось такое негласное правило: если мы записываем целую серию лекций, как правило, после записи последней, мы переписываем первую. Преподаватель начинает себя комфортно чувствовать перед камерой примерно на 4-5 лекции и сам видит разницу между первым и последним видео.

- На сколько частей нужно разбить традиционную полуторачасовую лекцию при записи?

- Это очень правильный вопрос. Мы, действительно, разбиваем такие лекции, поскольку смотреть и слушать длинный материал онлайн крайне тяжело и непродуктивно. Мозг отключается примерно на шестой минуте и по канонам онлайн-курса принято разделять материал на шести-, семиминутные блоки. Видео-лекция очень отличается от «живой» очной тем, что в ней информация должна быть ещё более структурирована и концентрирована. Всё должно быть чётко, по полочкам. В этом году мы начали записывать контент для онлайн-магистратур и пришли к разделению сюжетов на 15-минутные эпизоды. То же мы делаем с материалами для курсов в проекте «Содействие занятости». Соответственно, если мы говорим про полуторачасовую лекцию, то рекомендуем разбивать её на шесть частей по 15 минут. Повторюсь, эти шесть частей должны быть очень чёткими и содержательными. В исходной лекции нужно вычленить шесть логических блоков, чтобы каждый видеосюжет имел свою драматургию – начало, середину и конец.

- Что должно быть готово у преподавателя, когда он приходит к вам в студию?

- Мы создаём образовательный контент в студиях Jalingа. Преподаватель может использовать стеклянную доску и специальный цифровой маркер для заметок, которые буду Jalinga.png демонстрироваться в кадре. Можно приносить презентацию и листать её в кадре с комментариями. Мы рекомендуем готовить презентацию под каждый пятнадцатиминутный блок. В начале каждой презентации необходимо обозначать, что будет рассказано в лекции, какие основные цели и задачи представляются зрителям. Потом идёт основная часть — изложение материала, и в конце подводятся итоги, формулируются ключевые выводы. Опираясь на такую презентацию, преподавателю достаточно легко вести повествование. Он её видит, может листать слайды и объяснять их. Ещё в студии есть телесуфлер, на него нужно выносить какие-то опорные тезисы. Конечно, чем подробнее написан текст, тем легче записывать видео. При подготовке лекций для проекта «Содействие занятости» можно не писать тексты настолько подробно, чтобы они были более «живыми». Но опорные тезисы должны быть обязательно, они помогают вспоминать материал и придерживаться плана.

- Преподаватель в любом случае не сможет вести себя, как профессиональный ведущий. Он может немного отвлечься на какой-то пример, задуматься на пару секунд, даже не найти сразу нужное слово. Насколько нормально смотрятся в кадре все эти неточности, присущие общению с аудиторией вживую?

- Если преподаватель горит своим предметом, ему самому интересно то, о чём он рассказывает, он по ходу вспоминает живые примеры, то это смотрится хорошо и естественно. Главное — научить преподавателя воспринимать камеру, как своего слушателя, обращаться к ней напрямую. Тут есть один опасный момент: все хорошие преподаватели так любят разговаривать, что двадцать минут могут превратиться в три с половиной часа. Есть даже такая шутка: «За сколько вы можете подготовить доклад на 7 минут? – За три дня. – А на три часа? – Это хоть сейчас!». Говорить кратко — тоже дело тренировки. Если есть такой риск – лучше подготовить более подробный текст для телесуфлёра.

- У многих преподавателей есть проблемы со зрением, как результат постоянной работы за компьютером. Может ли это стать препятствием?

- Этого не нужно бояться. На телесуфлёре можно сделать гигантский шрифт и отрегулировать скорость движения текста. Человек, который сопровождает преподавателя, подстраивает технику под его манеру говорить, и проблема снимается полностью.

Продолжение следует