Содействие занятости

Рубрика посвящена актуальным вопросам реализации проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), федеральным оператором которого является Томский государственный университет. Институт дистанционного образования ТГУ в этом проекте не только организует деятельность российских вузов по разработке и запуску программ дополнительного профессионального образования, обучает и содействует трудоустройству граждан, но и решает задачи по исследованию способов развития человеческого капитала в регионах, проведению соответствующих научных экспериментов и накоплению больших данных, касающихся особенностей реализации проекта.

Материалы рубрики могут быть интересны потенциальным участникам проекта (преподавателям, работодателям и гражданам, ищущим работу) с точки зрения разработки новых программ, организации стажировок, обучения по программам и трудоустройства.

Говорим и показываем: работа в студии Jalinga (Часть 2)
22.10.2021

Сегодня мы продолжаем разговор с Дарьей Масловой, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов, чтобы мотивировать преподавателей активнее пользоваться возможностями студий Jalinga.

- Сколько человек присутствует на съёмках? Ведь некоторым достаточно комфортно прочитать лекцию на целый поток в аудитории, но когда пара человек в закрытом пространстве внимательно слушает и смотрит на тебя, да ещё и запись идёт, уверенность улетучивается!

- Наши студии достаточно небольшие и, как правило, в студии присутствуют преподаватель и мультимедиа-дизайнер.

- То есть, можно представить, что ты разговариваешь с одним человеком и рассказываешь ему свой материал?

- Я бы рекомендовала представлять своим собеседником камеру, чтобы лектор смотрел именно в объектив. В одной студии мы даже поставили такого игрушечного Винни-Пуха на камеру и Винни-Пух и камера.png просим преподавателей рассказывать материал ему.  Тогда на записи создаётся впечатление, что лектор смотрит в глаза своему зрителю.

- Есть ли какие-то варианты формата? Например, можно ли привести с собой какого-нибудь студента, который будет слушать и задавать вопросы? Добавить, так сказать, драматургии.  

- Это плохо режиссируемо. Все либо должны быть замечательными актерами, либо они будут чувствовать себя некомфортно, зажиматься, выглядеть на записи немного неловко. Всё зависит от содержания. Иногда в массовых открытых онлайн-курсах мы используем постановочные видео с приглашением студентов, постановочными сценами, съёмками в разных локациях. У нас есть формат выездных съёмок и специальное для них оборудование, чтобы разнообразить образовательный контент. На съёмку одного 7-минутного фрагмента иногда может уйти целый рабочий день, на монтаж – ещё два. Нужно понимать насколько это целесообразно. Если у нас задача, всё же, просто донести информацию, то, конечно, мы предлагаем лектору съёмку в студии с презентацией. Это требует меньше усилий и временных затрат.

- На одного человека для записи 15-минутной лекции требуется, например, три часа. А на другого, который будет больше волноваться, заикаться и останавливаться, видимо, требуется больше времени. Вопрос: сколько вы готовы работать с менее подготовленным лектором, чтобы он «расслабился и начал получать удовольствие»?

- На каждый пятнадцатиминутный сегмент у нас закладывается около часа. Мы никогда не ставим запись двух преподавателей одну за другой, без большого перерыва. Если кто-то приходит записать даже одну-две 15-минутные лекции,  мы оставляем на съёмку полдня. Например, сегодня съёмка затянулась — мы рассчитывали на один час, а записали всё только за три!  Мы закладываем много времени, так как понимаем, что преподаватель не сразу входит в некое состояние потока. Отснятый материал обрабатывает мультимедиа-дизайнер, он вырезает все оговорки, неудобные моменты, а из хороших фрагментов создаёт полноценное видео.

- Нужно ли перед съемкой идти в салон, делать специальный макияж?

- Если хочется увековечить себя в прекрасном виде, то можно. Без перебора, конечно. Но у нас были авторы онлайн-курсов, которые чувствовали себя комфортно в своём обычном состоянии. Зачастую харизма в сочетании с экспертностью работают в кадре куда лучше дорогого макияжа.

- Как презентация может быть представлена в кадре?

- Презентации могут показываться в нескольких форматах. Стандартная презентация справа или слева от лектора, которую можно листать. Она занимает две трети экрана, лектор — одну треть. Это хорошо и читабельно смотрится и на экране компьютера, и на экране телефона.

Помимо статичной презентации с картинками, есть ещё несколько дополнительных функций, например, открывать сайт: в презентацию добавляются определённые слайды с ссылками на страницы интернет-ресурсов. Их можно листать в режиме реального времени, открывать разные разделы.

Возможно построение 3D-модели, которую можно вращать, объясняя. Есть возможность на доске двигать какие-то элементы, например, кусочки паззла. С функционалом доски в студии Jalinga можно ознакомиться на YouTube. Но нужно понимать, что для этого необходимо очень хорошо подготовиться, заранее всё продумать, отрисовать, прийти порепетировать, и это будет достаточно трудоёмкий процесс. Но если хочется, то — да. Такие возможности есть.

- Сколько в среднем уходит на обработку записанного видео? Скажем, мне через месяц нужно уже готовое видео с моими шестью пятнадцатиминутными блоками. Возможно ли сделать такую работу за это время?

Если у преподавателя всё подготовлено, есть текст и презентация, то на 15-минутную лекцию уходит примерно один рабочий день. Это не значит, что наш специалист целый день будет обрабатывать только это видео. Дело в том, что у нас одни и те же люди идут снимать с преподавателями в студию, потом монтируют материал. У них не получается весь день работать над одним проектом. Но для съёмок видео для проекта «Содействие занятости» мы можем привлекать дополнительные ресурсы. Поэтому в принципе возможно отписать шесть блоков для полуторачасовой лекции за один день и через пару дней иметь в их готовом состоянии.

- Какие шаги нужно предпринять, чтобы попасть к вам в студию на запись?

- Первое — нужно нам об этом сообщить. Часто нам говорят: «Дайте ваше расписание, мы сами запишемся в удобное время».  К сожалению, у нас нет возможности выкладывать расписание заранее, потому что в студии параллельно идут несколько процессов. Мы работаем над видео для магистратуры, по другим программам, и график меняется еженедельно. Поэтому всё планируется индивидуально, можно прислать заявку на организацию съемок на адрес da_maslova@ido.tsu.ru Мы с вами индивидуально всё обсудим и назначим дни.

Ещё раз приглашаю вас к нам в студию Jalinga. Мне кажется, что такой опыт будет и полезным, и интересным, а готовый материал можно будет использовать не только в рамках проекта «Содействие занятости», но и при работе со студентами. 

Видео о работе в студии Jalinga

UKDUbs5BN1I-768x576.jpg