7 декабря – лекция «Воплощение Экологического университета: сложная сущность»

06.12.2021

7 декабря 2021 г. в 12:00 (мск) приглашаем на пленарную лекцию международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития». Тема лекции: «Воплощение Экологического университета: сложная сущность».

Спикер: профессор Рональд Барнетт (Ronald Barnett), лидер научных исследований в области философии образования, первый президент Общества философии и теории высшего образования, почетный профессор Института образования Университетского колледжа Лондона (University College London), автор книги «Экологический университет. Осуществимая утопия» (русскоязычное издание книги подготовлено и опубликовано Томским государственным университетом в 2019 году).

Лекция пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Регистрация участников – на странице конференции: https://high-edu-quality.ru/conference.

Рональд Барнетт – о содержании лекции:

– Я был приглашен с целью объединить два ряда идей, над которыми я работал в течение последних лет: идеи о сложности и идеи об университете с экологической точки зрения. Эти идеи имеют решающее значение для понимания того, как университеты могут и должны развиваться, чтобы они могли наиболее полно реализовать свои возможности, и воспринять свою ответственность в XXI веке.

Мир сегодня становится всё сложнее. И кризис, вызванный пандемией COVID-19, и климатический кризис наглядно продемонстрировали эту сложность: это сложность, которая сама по себе сложна! Оба кризиса показали, что различные системы мира: материальные, медицинские, научные, экономические, экологические, взаимосвязаны – это и есть сложность. Но эти кризисы также указывают на наличие сферы идей, взглядов, традиций и культур; и эти социальные настроения (носить маску или нет; заботиться о других или нет; признавать ли авторитет науки и экспертов) конфликтуют между собой. Это уже область сверхсложности. И если сложность может быть управляемой (до определенной степени), сверхсложность не поддается управлению вовсе.

Кроме того, мы понимаем, что мир состоит из множества экосистем; восемь из них особенно влияют на университеты. Каждый университет обладает собственным экологическим профилем во взаимодействии с этими экосистемами, и каждый университет должен переосмыслить собственные вызовы, возможности и ответственность в ситуации, связанной со сложностью (и сверхсложностью), а также с множественными экосистемами. Не существует готовых рецептов: формирование будущего университета требует реалистичного взгляда на ситуацию и системного проектирования в восьми экосистемах, но также требует и открытости к конфликту идей в обществе, включая саму сущность университета. У каждого университета есть свои экологические возможности, которые стоит переосмыслить. Я проясню этот двойной тезис на примере образовательных экосистем.