Зарубежные кампусы – 2020: открываться или закрываться? Часть 2
05.08.2020

Часть 1

Сомнения относительно открытия или закрытия университетских кампусов в США усиливаются каждый раз, когда в СМИ появляется громкая публикация, разрушающая те или иные стереотипы. Так, например, априори считалось, что в случае вспышек коронавируса в американских университетах серьёзную роль в борьбе с ними будут играть медицинские центры кампусов, в функции которых входит массовое тестирование студентов и сотрудников на вирус и антитела, ежедневный скрининг возможных симптомов заболевания, распределение средств индивидуальной защиты, организация изоляции, проверка мест общего пользования на соответствие требуемым санитарно-гигиеническим нормам и т.д. Однако результаты масштабного июльского расследования газеты «The Washington Post» говорят о том, что «пандемия коронавируса будет самой большой проблемой для служб здравоохранения кампусов» и что «студенческие оздоровительные центры сродни медицине Дикого Запада», поскольку большинство из них не имеет государственной лицензии. Только 220 таких центров из 1000 аккредитованы внешними организациями здравоохранения и используют передовые методы работы.

19.png

Эксперты в области здравоохранения называют колледжи «круизными судами на суше» – идеальными местами для быстрого распространения нового коронавируса через смежные комнаты в общежитиях, санузлы и столовые. Имеют место и недостаточные запасы средств индивидуальной защиты, неравный доступ к тестированию, нехватка помещений для карантина. Конечно, в данном случае речь идет не о частных элитных вузах с большими фондами типа Стэнфорда, обладающих собственными университетскими клиниками, каковых в США не так уж много. Но даже там, где есть свои университетские клиники, чиновники планируют закрыть их на время пандемии и перейти на телемедицину, чтобы предотвратить распространение вируса в этих медицинских учреждениях. Такие намерения заранее вызывают недоверие со стороны их потенциальных пациентов.

И вообще, как выяснила газета, высокая стоимость обучения в том или ином университете или колледже вовсе не гарантирует столь же высокого качества медицинского обслуживания в его кампусе, как ошибочно полагают студенты и их родители. Для будущих студентов, изучающих колледжи как возможные места обучения, медицинские центры редко бывают в числе главных приоритетов по сравнению с дорогими новыми общежитиями или фитнес-центрами. На деле специалисты кампусных медицинских центров часто не имеют по-настоящему высокой квалификации, что приводит к постановке неправильных диагнозов. В цитируемой газетной статье, перевернувшей сознание многих, приводятся не только общие цифры и факты, но и большое количество личных, иногда трагических, историй студентов, столкнувшихся с некачественным медицинским обслуживанием во время обучения в университетах, имеющих достаточно высокую и очень высокую репутацию в академическом сообществе.

20.jpg

Всё это, вместе взятое, заставило наиболее ответственные американские университеты в дополнение к общим рекомендациям со стороны соответствующих государственных служб разработать собственную, весьма жёсткую политику деятельности в постоянно изменяющихся условиях пандемии, обладающих разной степенью риска для жизни и здоровья студентов и сотрудников. Такая политика, как правило, отражается в особых протоколах, размещенных на специальных вузовских платформах или страницах сайтов. Подобный подход реализован, например, Техасским университетом в штате Техас, ставшим в июле одной из самых горячих точек заражения вирусом в США. Университет разработал 6 основных протоколов, регламентирующих его функционирование и соответствующих различным уровням опасности, связанной с пандемией: от полного открытия кампуса до его полного закрытия и перехода в тотально дистанционный режим работы. Эти уровни представляют собой различные комбинации онлайн и офлайн коллективных и индивидуальных занятий, степени наполненности аудиторий, доступности жилья в кампусе и расширения или сокращения исследовательской деятельности.

21.png

Уровень 0: кампус полностью открыт, хотя и с некоторыми ограничениями (периодический скрининг, направленный на выявление симптоматики коронавируса у студентов и сотрудников, не отменяется).

Уровень 1: умеренная наполненность аудиторий (менее 100%); некоторая часть занятий (поточные лекции) проводится онлайн.

Уровень 2: низкая наполненность аудиторий (менее 50%). Кампус, включая учебные корпуса и общежития, открыт, но требуется дистанцирование и ношение масок. Значительная часть занятий проводится онлайн. Требуется ежедневная проверка симптомов потенциального заболевания у студентов и сотрудников, находящихся в кампусе.

Уровень 3: предельно низкая наполненность аудиторий (менее 25%). Кампус, включая учебные корпуса и общежития, открыты с обязательным дистанцированием и ношением масок. Большинство учебных курсов преподаются онлайн. Подавляющее число административных сотрудников университета также работают онлайн.

Уровень 4: почти все учебные курсы проводятся дистанционно, за исключением тех, которые должны преподаваться только в режиме офлайн из-за необходимости отрабатывать у студентов практические навыки с использованием специального оборудования (работа в лабораториях). Общежития не закрываются только для самых уязвимых категорий студентов (инвалидов, а также людей, приехавших издалека и не имеющих возможности покинуть кампус по тем или иным причинам). Кампусные предприятия общественного питания расширяют диапазон сервиса: организуют места для приема пищи на открытом воздухе и доставляют еду в общежития.

Уровень 5: кампус полностью закрыт для всех, кроме самого необходимого персонала. Абсолютно все занятия проводятся только онлайн. Общежития остаются открытыми только для самых уязвимых категорий студентов.

Наличие шести протоколов говорит о гибком подходе, не исключающем, среди прочего, и гибридную модель обучения. Потенциальными индикаторами необходимости изменения уровня работы университета в любой момент времени могут стать самые разные факторы. Среди них: особо важные решения президента США и чиновников штата, обязательные для выполнения; тенденции распространения или сокращения случаев заболеваемости коронавирусом и динамика госпитализаций в штате; тестирующая способность кампуса; наличие в нём средств индивидуальной защиты; возможности по организации карантина; тенденции по коронавирусу, проявившиеся в других вузах, сопоставимых с Техасским университетом. Причиной введения соответствующего протокола может быть и решение самого университетского сообщества, реагирующего на тот или иной триггер. Например, случаи смерти студентов или сотрудников университета от коронавируса. Кроме разработки вышеобозначенных протоколов, Техасский университет наладил процесс инспекции и сертификации учебных корпусов и общежитий, разработал навигацию перемещения внутри них и в кампусе. На специальных и хорошо структурированных страницах сайта университета содержится много полезной и постоянно обновляемой информации, предполагающей активную обратную связь. Любой студент и сотрудник университета может быстро оценить ситуацию в кампусе и получить рекомендацию к действию. Подробный план по преодолению кризиса, вызванного пандемией, опубликовал и Университет Флориды. Безусловно, эти кейсы могут быть полезны и за пределами американской системы высшего образования.

23.pngТаков, в целом, опыт университетов США по оценке ими ситуации с коронавирусом и планированию форматов своей деятельности в предстоящем осеннем семестре. Несколько отличается от него картина, составленная аналитической компанией QS на основе опросов администраций университетов разных стран. Вышедший недавно, 20 июля, специальный отчет QS так и называется: «Как университеты готовятся к предстоящему учебному году и адаптируют свои стратегии к преодолению последствий кризиса коронавируса».

В ряду представленных диаграмм особый интерес в контексте обсуждаемой нами темы представляют следующие:

1)             «Реагировало ли ваше образовательное учреждение на коронавирус одним из следующих способов?»

24.png

По этой диаграмме видно, что большинство университетов (74%) переключили некоторые из своих запланированных курсов в режим онлайн. Это согласуется с результатами сопутствующего опроса потенциальных иностранных студентов, показавшего, что 49% респондентов ожидают, что университеты будут переводить всё больше своих лекций онлайн. Интересно, что 59% из них также ожидает, что лекции и семинары будут проводиться только в больших помещениях с целью ограничения тесных контактов на поточных занятиях. Согласно диаграмме, 39% опрошенных университетов изменили сроки подачи заявок на поступление в этом году. Около трети вузов отложили часть своих предложений для абитуриентов с 2020-го на 2021-й год (32%) и даты начала некоторых из своих курсов до следующего семестра (31%). 11% университетов начали проводить собственные тесты по английскому языку.

QS отмечает, что всё больше вузов стали переключать свои учебные курсы в режим онлайн по мере развития кризиса, связанного с коронавирусом. При этом произошло снижение с 74% таковых в июне до 68% в июле (данные получены 14 июля). Оно позволяет предположить, что университеты могут начать переводить некоторые курсы снова в офлайн, поскольку планируют открыть свои кампусы в предстоящем осеннем семестре. Также очевидно, что все больше учреждений предлагают гибкие сроки приема, чтобы дать будущим студентам больше времени на выбор вуза и подготовку к обучению. Кроме того, важно отметить, что доля вузов, откладывающих некоторые из своих предложений для абитуриентов с 2020-го на 2021-й год, более чем удвоилась за последние пять месяцев: в марте это сделали всего 14% образовательных учреждений, а в июле – уже 36%.

2)             «Когда, по вашим ожиданиям, ваш главный кампус будет полностью открыт для студентов?»

25.png

Многообещающие 29% респондентов надеются, что их главный кампус будет вновь открыт в сентябре этого года (а 15% прогнозируют август). 22% ожидают, что кампус будет открыт в январе 2021 года.

3)             «Как (в каком формате), по вашим ожиданиям, обучение начнется в следующем учебном году?»

26.png

Из опрошенных университетов 35% считают, что преподавание будет проводиться, в основном, в режиме онлайн с некоторым очным обучением; 32% – что между онлайн и очным обучением будет одинаковое разделение; 24% прогнозируют, что оно будет в основном очным («лицом к лицу»), но с некоторым добавлением онлайн. Кроме того, 7% уверены, что обучение будет проводиться полностью в режиме онлайн, и только 1% – что обучение будет полностью очным. При таком смешанном подходе к обучению университеты должны будут тщательно рассмотреть меры, которые они будут вводить для ограничения воздействия и распространения коронавируса.

4)             «Какую из следующих мер осуществляет ваше учебное заведение в кампусе?»

27.png

Три главные меры, принимаемые университетами, заключаются в том, чтобы обеспечить социальное дистанцирование в кампусе (86%); установить вокруг кампуса станции по обработке рук антисептическим гелем (83%) и знаки, показывающие необходимую минимальную дистанцию друг от друга (70%). Интересно, что только 43% учреждений предоставляют своим сотрудникам средства индивидуальной защиты и только 58% вводят правило обязательного ношения масок в кампусах. Последние два результата, по мнению экспертов QS, показывают, что вузам, возможно, придется рассмотреть более строгие меры, если они хотят контролировать распространение коронавируса и защищать здоровье и безопасность студентов и персонала.

Основные выводы:

Знакомство с кейсами различных американских вузов и аналитикой QS показывает, что окончательный выбор формата образовательной деятельности в новом учебном году может быть одним из трёх: 1) полностью дистанционный; 2) смешанный или гибридный; 3) полностью «прямой» (офлайн). Последний подходит только для небольших, как правило, частных элитных высших учебных заведений, расположенных вне территории города, в которых студенты и сотрудники исчисляются, скорее, сотнями, а не тысячами. В идеале такие вузы должны обладать весьма высоким бюджетом, чтобы осуществлять ежедневный и полномасштабный скрининг на коронавирус и антисептическую обработку всего и вся. Должен быть и соответствующий кампус, в котором учебные места организованы на определенной дистанции друг от друга и защищены плексигласом. Комнаты в общежитиях – только на одного человека, по территории кампуса люди должны перемещаться только в одностороннем порядке и т.п. Понятно, что таких вузов по всему миру наберётся, возможно, не более десятка. Но это не значит, что никто, кроме них, несмотря на все риски, не предпочтет прямое обучение дистанционному или смешанному. Большое значение будут иметь экономический и человеческий факторы. И главное: можно предположить, что в наиболее выгодном положении в случае новых волн коронавируса окажутся те университеты, которые заранее разработали протоколы своих действий «на все случаи» и готовы их применять в любой момент.

И всё же закончить этот текст хочется словами надежды, что несмотря на все очевидные трудности новый учебный год сложится для мирового университетского сообщества удачно!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

28.jpeg


14.09.2020
«Допандемические» модели Университета: Экологический университет