«Точки присутствия». Часть 2
27.11.2017

Возвращаюсь снова к моим осенним «локациям», среди которых нельзя не отметить EdCrunch-2017. Это мероприятие проходило в конце сентября в Москве и позиционировалось учредителями и организаторами как «крупнейшая европейская конференция в сфере образовательных технологий». Впервые эта конференция состоялась в октябре 2014 года по инициативе НИТУ «Московский Институт стали и сплавов» (МИСиС), интернет-журнала «Edutainme.ru» и центра Digital October и сразу привлекла к себе внимание всех, кто интересуется этой проблематикой. В 2015 году форум проходил уже при поддержке Министерства образования и науки РФ. Теперь EdCrunch проводится каждый год, причем не один раз, а как бы поэтапно рассредоточиваясь по «университетской» карте нашей страны. И каждый такой этап посвящен какой-то одной большой теме и соответствующей ей группе проектов.

Так, например, в 2017 году EdCrunch прошел в Университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО, Санкт-Петербург, 22-23 апреля), в Уральском федеральном университете (УрФУ Екатеринбург, 25-28 апреля) и Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ, Владивосток, 9-10 сентября). В первом случае темой форума стала «Роль семьи в формировании образовательного маршрута детей в XXI веке»; во втором – «Новые образовательные технологии в вузе»; в третьем – «Новые образовательные технологии в школе». При этом всякий раз в фокусе обсуждений на форумах оказываются и цифровые технологии, без которых сегодня невозможно представить образование человека любого возраста, начиная от дошкольного.

1.png

Надо сказать, что само название этого форума («EdCrunch»), на мой взгляд, выбрано удивительно удачно, так как вбирает в себя сразу много смыслов, вместе создающих некий новый многомерный смысл. Ну с «Ed» всё понятно – это начало слов «education», «educational». А вот у «сrunch» в английском есть разные значения: решающий момент, хруст, производить вычисления, обрабатывать данные, расщеплять, экономический кризис, ограничение. Есть еще и слово «сruncher» со значениями компьютер, компьютерные программы. А «crunch game» и «сrunch job» переводятся как быстрая игра и быстрая работа. Получается, что EdCrunch – это что-то вроде «решающего момента обсуждения/вычисления новых образовательных технологий в условиях быстрого развития компьютерной сферы с учетом реалий глобального экономического кризиса», «быстрой игры ума, настроенного на расщепление с хрустом атомного ядра современных образовательных технологий с целью получения еще более совершенных» и т.п. Вариантов может быть еще много.

С каждым годом проект EdCrunch становится всё масштабнее: задействуется всё больше площадок для проведения конференции, становящихся всё более технологичными; приглашается всё больше зарубежных и отечественных спикеров, включая самых авторитетных.

2.jpg

Значительную роль в этом сыграло подключение к EdCrunch в 2016 году «Рыбаков Фонда», сооснователями которого являются Игорь и Екатерина Рыбаковы. Их отношение к этому проекту – пример благотворительной деятельности, подобной той, что осуществляли в своё время Павел Демидов, Александр Сибиряков, Захарий Цибульский.

О своей мотивации и задачах российский предприниматель Игорь Рыбаков говорит так: «Замысел в том, чтобы направить свои ресурсы на проекты, которые заставляют людей взаимодействовать. Представьте себе, что каждый университет, колледж, клуб, компания – это своего рода коллайдер, где активируются социальные связи и происходит активный обмен идеями и знаниями между людьми. А теперь представьте себе пустое пространство между данными организациями (…). Мы эти пробелы стараемся убрать. Например, в образовании (…). В зонах взаимодействия людей из разных областей и регионов происходят удивительные явления. Например, если математики встречаются с биологами и физиками в одной комнате, в одном клубе. На стыке разных областей таятся большие возможности, разглядеть их могут коллективы, сотканные из представителей разных сообществ. Проекты, которые поддерживает «Рыбаков Фонд», как раз про это — про активацию вспомогательного социального капитала. Люди встречаются, устанавливают друг с другом доверительные отношения, в результате возникают неожиданные проекты, новые альянсы». 

3.jpg

На примере «Рыбаков Фонда» мы видим, что идеи междисциплинарности и со-творчества (co-creation) овладевают не только образовательными и научно-исследовательскими, но и бизнес-сообществами. В итоге возникают уже межотраслевые коллаборации, реализующие общие проекты.  Такие, как EdCrunch.

Участвовать для меня в этом форуме было важно еще и потому, что в 2018 году один из его этапов должен проходить на площадках нашего региона при самом непосредственном участии Томского государственного университета. В середине сентября сотрудники ТГУ в составе делегации Томской области уже встречались в Москве с руководством «Рыбаков Фонда», чтобы обсудить некоторые организационные вопросы, связанные с предстоящим событием, и презентовать свои проекты, которые были бы интересны и фонду.

4.jpg

Среди них была особо отмечена «Школа Будущего», открывающаяся в Томске в 2018 году и концепцию которой разрабатывал ТГУ. Кроме того, наш университет и «Рыбаков Фонд» планируют провести в мае 2018 года в рамках форума UNOVUS Сибирскую школу МООК (массовых открытых образовательных курсов). Необходимо упомянуть и сотрудничество в организации 3-го Форума академического фандрайзинга «Меценатство: от истоков к формированию традиций современности», прошедшего в ТГУ в середине ноября.

Итак, что же было на последнем EdCrunch-2017 в конце сентября в Москве? Основные его мероприятия проходили в НИТУ МИСиС и Центре международной торговли, на которых выступило около 300 спикеров из 70 стран. Их слушали более 4000 профессионалов, представлявших различные государственные и частные образовательные учреждения, технологические структуры и бизнес-корпорации. 

5.jpg

Пять основных треков форума охватывали все уровни образования (дошкольное и начальное, среднее, высшее, дополнительное профессиональное и корпоративное) в фокусе индивидуализации обучения и использования возможностей цифровых технологий. Одним из главных событий EdCrunch-2017 стала презентация проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС). Его основной целью является повышение доступности, актуальности и качества образования за счёт использования современных технологий, образовательного, научного потенциала университетов России, онлайн-платформ и бизнеса. Можно сказать, что это практическая реализация идеи виртуальной академической мобильности школьников и студентов.

За 4 года планируется обеспечить условия для разработки качественного контента как самими образовательными организациями, так и заинтересованными бизнес-структурами. После прохождения профессиональной и пользовательской экспертизы им смогут пользоваться все школы, профессиональные училища и вузы России. Всего за это время предполагается создать не менее 3 500 онлайн-курсов, результаты освоения которых будут зачитываться в основных образовательных программах.

6.jpg

Проект СЦОС – это не только разработка контента, но и обеспечение надежной идентификации личности при онлайн-обучении и оценки качества выполнения тестов и заданий, а также система удобного доступа к ресурсам независимо от местонахождения пользователя. На этот проект Правительством РФ выделяется около 1,3 миллиарда рублей. Основные его исполнители – ведущие российские вузы. Например, созданием электронного ресурса, позволяющего формировать индивидуальную траекторию обучения, и системы цифровых портфолио будет заниматься университет ИТМО. Системой оценки качества онлайн-курсов – УрФУ. Информационным сопровождением проекта – НИТУ «МИСиС».

Наш ТГУ входит в десятку ведущих университетов, отвечающих за повышение квалификации в области применения современных образовательных технологий, поскольку одним из первых в России стал создавать онлайн-курсы не только «для себя», но и для международной платформы Coursera. Таким образом, Томский государственный университет был приглашен на EdCrunch-2017 как один из отечественных лидеров в организации цифровой образовательной среды. Сегодня наши достижения в этой сфере во многом обеспечиваются САЕ «Институт человека цифровой эпохи» под руководством Галины Можаевой и Юлии Ковас.

7.jpg

И хотя эта структура в ТГУ создана относительно недавно, она развивает теоретические и практические аспекты онлайн-образования, которые уже в течение 20 лет разрабатывались в ИДО ТГУ. За это время получено много различных наград. Вот и на этот раз команда ТГУ не осталась с пустыми руками. На конкурсе EdCrunch Award онлайн-курс «Мой друг - робот» занял первое место в номинации «Лучшая практика внедрения онлайн-курса в образовательную программу». Его создал авторский коллектив под руководством доцента кафедры гуманитарных проблем информатики ТГУ Надежды Зильберман.

Вся программа EdCrunch-2017 была очень насыщенной. Я принял участие в двух панельных дискуссиях: «Политика государства в области онлайн-образования: цифровая среда для виртуальной мобильности» и «Диджитализация образования: взгляд ректоров университетов». Среди выступавших были: Людмила Огородова, заместитель Министра науки и образования РФ; Игорь Рыбаков, совладелец корпорации «ТехноНИКОЛЬ» и сооснователь «Рыбаков Фонда»; Александр Повалко, генеральный директор «РВК»; Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»; Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ; Денис Конанчук, Академический директор Московской школы управления «СКОЛКОВО»; Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО; Тимоти О’Ши, ректор Эдинбургского университета и другие эксперты в области образования и цифровых технологий.

8.jpg

В своем выступлении я предостерег сторонников тотальной цифровизации от исключительно позитивной оценки роли цифровых технологий в жизни человека, опираясь на исследование канадского психолога и писательницы Сьюзан Пинкер, о котором она рассказывает в своей книге «”Деревенский эффект”: как межличностное общение делает нас здоровее, счастливее и умнее». Нам часто приходится слышать, что электронная коммуникация, какой бы технически совершенной она ни была, никогда не заменит живого общения. Тем не менее, многие не относятся к этому всерьез, считая подобные высказывания проявлением технофобии. Так вот, Сьюзан Пинкер приводит научные доводы в защиту данного тезиса. Оказывается, только при реальном визуальном и тактильном контакте (например, рукопожатии) в кровь человека начинает выделяться из гипофиза гормон окситоцин, положительно воздействуя на психоэмоциональную сферу. Именно окситоцин вызывает доброжелательное отношение к другим людям и обеспечивает доверие к их словам. Некоторые ученые считают его «гормоном любви и нежной привязанности». Окситоцин повышает эффективность и сплоченность членов команды. Преимущественно в процессе живого общения в организме человека высвобождаются и нейротрансмиттеры – гормоны, передающие сигналы от одного нейрона к другому. Они обеспечивают устойчивость к стрессам и эффективность интеллектуальной деятельности. Большинство демографических исследований, проведенных в рамках психиатрии и неврологии, говорят о том, что одиночество и изолированность – это почти смертный приговор.

9.jpg

Таким образом, важность реальной личной коммуникации очевидна. Однако жизнь в больших городах всё чаще связана с её ограничением, тогда как в деревушках, где проживает не более 150 человек, социальные контакты развиты очень сильно. Сьюзен Пинкер выяснила, что «150» является самым комфортным числом с этой точки зрения, поскольку именно столько людей обычный человек может удержать в своем кругу общения. Живая и электронная коммуникация – это как «мамин суп» и «суп из пакетика». Есть можно, но реальная польза будет только в первом случае. При этом Пинкер не призывает всех отказываться от электронных устройств и переезжать в деревню, понимая, что это невозможно для многих. Что же делать? Она предлагает создавать собственные «деревенские эффекты» в мегаполисах: чаще ходить пешком, разговаривать со своими соседями, приглашать к себе гостей и самим ходить в гости.

10.jpg

Мне кажется, что в этом плане EdCrunch-2017 является примером идеального баланса электронных технологий и «деревенских эффектов»: все его участники обсуждали проблемы организации цифровой среды, но в живом общении друг с другом. Хочется верить, что форум с таким мощным потенциалом и многозначным названием будет существовать еще очень долго, каждый раз ставя перед профессиональным сообществом всё новые и новые вопросы и проблемы, связанные с современным образованием. 

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


07.11.2017
Медиана программы «5-100» пройдена успешно