Точки присутствия. 3 часть: «Ольборг и Лёвен»
13.05.2019

Следующей точкой маршрута весенней ректорской экспедиции стал университет Ольборга (Aalborg University, AAU) в Дании, официально основанный в 1974 году и открытый датской королевой. Еще недавно в Дании было 12 высших учебных заведений, но в результате реформ и укрупнения стало 8. По европейским меркам Ольборгский университет – это совсем молодой вуз, в котором одновременно учатся около 20 тысяч студентов. Особенно заметно он стал развиваться в последние 10-15 лет. Благодаря этому небольшой промышленный город Ольборг, населенный рабочим классом, постепенно превратился в наукоёмкий центр, известный не только в Европе, но и во всём мире. Ольборг также является и центром телекоммуникационной промышленности. Здесь производили и производят продукцию подразделения таких компаний-гигантов, как Siemens Mobile, BenQ и Motorola.

2_1200.png

Возможно именно из-за своей молодости Ольборгскому университету, в отличие от традиционных старых вузов Дании, удалось относительно легко встроиться в основные образовательные и исследовательские тренды конца 20 – начала 21 века: проблемное обучение (PBL) с опорой на реальные проекты и междисциплинарность.

Как известно, серьёзно проблемным обучением еще с 1960-х годов занимается и Маастрихтский университет, но по другой модели. Преуспев в проблемном обучении, Ольборгский университет создал то, что во всём мире сегодня называется «ольборгской моделью» (The Aalborg Model). В её основе лежит социальное действие как деятельность, направленная на решение значимых проблем и сознательно ориентированная на других людей и разделяемые с ними ценности. В данном случае это еще и командная работа, организованная на принципах самоуправления и междисциплинарных связей. Хотя, конечно, случаются и узкодисциплинарные проекты, но значительно реже. Культурная идентичность «ольборгской модели» строится на идее: «исследовательские проекты разрабатываются и осуществляются не из любопытства, а на благо общества».

3.jpg

Студенты сами организуются в группы, распределяют роли-функции и большинством голосов «решают судьбы» друг друга. Например, если кто-то ленится и не проявляет должного интереса к проекту, его исключают из команды. Индивидуалисты в такой системе не выживают. Дисциплина важна, так как студенческие группы трудятся над реальными проектами, включая мегапроекты по спутникам, гоночным машинам, архитектурным сооружениям. За год каждый студент должен участвовать не менее чем в трёх проектах. Из-за этого часто приходится работать параллельно в трёх проектных группах. Иногда возникают проблемы координации команд и дополнительной мотивации к работе, чтобы держать интерес студентов ко всем проектам. Готовый проект эксперты, в том числе и из компаний-партнеров, оценивают в течение 3 часов. И еще не факт, что каждый из участников команды получит оценку, несмотря на то, что в целом проект может быть принят. За готовый продукт отвечают все и каждый. Плохой отчет – общая проблема. Система, в целом, довольно жесткая. В результате отсев по бакалаврам – 20%, по магистрам – 7%, что соответствует средним показателям по датским университетам. Зато те, кто выживает, что называется, «готов к труду и обороне».

4.png

Таким образом, «ольборгская модель» проблемного обучения предоставляет студентам возможности:

  • приобретать знания и навыки самостоятельно и на высоком академическом уровне;

  • работать аналитически и в соответствии с междисциплинарными и проблемно-ориентированными методами;

  • сотрудничать с бизнес-сообществом по решению актуальных профессиональных задач;

  • развивать свои способности в командной работе;

  • хорошо подготовиться к рынку труда. 

В знак признания особых успехов Ольборгского университета в проблемном обучении студентов Международный центр инженерного образования ЮНЕСКО в 2007 г. официально присвоил ему статус своей датской «кафедры».

5_1200.png

В исследовании и разработке технологий Ольборгский университет тоже добился очень высоких результатов. Эти технологии касаются таких сфер, как здравоохранение, беспроводная связь, энергетика, информатика, инновационная экономика и другие. Университет весьма успешно занимается и разработкой кубсат-технологий (CubeSat) – малых и сверхмалых искусственных спутников Земли для изучения космоса, объём и масса которых не превышает нескольких литров и килограммов. С 1997 г. он является членом Европейского Консорциума инновационных университетов, созданного с целью обмена опытом и лучшими практиками в области инженерного образования, исследований и регионального развития.

6_1200.png

В настоящее время Ольборгский университет является одним из ведущих вузов в мире по следующим пяти междисциплинарным направлениям: 1) устойчивая энергетика, окружающая среда и строительство; 2) глобальное производство, инновации, развитие знаний и когерентность (согласованность); 3) информационные технологии; 4) нанотехнологии и нанопродукция; 5) технологии и дизайн. В рамках этих направлений университет создал свои центры исследования технологий за рубежом – в Италии, Индии, Индонезии и Китае.

7_1200.png

Интересен и его управленческий опыт: Ольборгский университет управляется советом, состоящим из 11 членов, 6 из которых приглашаются извне и составляют большинство этого совета; 2 избираются научным персоналом вуза; 1 – административным персоналом и 2 выбираются студентами. Этот совет и назначает ректора, который, в свою очередь, назначает деканов факультетов; а те уже назначают руководителей факультетских департаментов. Иными словами, сами преподаватели не участвуют во всех этих назначениях, в отличие от многих других европейских университетов.

Ольборгский университет считается одним из ведущих в мире вузов, специализирующихся на инженерно-технологическом образовании, в рейтинге MIT, составленном Руфью Грёхем, он находится на 4-ом месте. Сами же датские компании оценивают этот университет как «инженерный вуз №1», а его выпускников – как инженеров с самым высоким уровнем софт-скиллз. Последнее обеспечивается следующим: несмотря на инженерно-технологическую специализацию вуза, два из пяти его факультетов – не технические! Это факультет гуманитарных наук и факультет социальных наук. На гуманитарном факультете изучают коммуникацию и психологию; на социальном – бизнес и менеджмент, право, политические науки, социологию и социальную работу. Эти два факультета и готовят специалистов по софт-скиллз для индустриальных компаний, а также обучают «мягким навыкам» студентов остальных факультетов. Студенты двух гуманитарных факультетов участвуют в междисциплинарных проектах трёх других (технических) факультетов. С другой стороны, все обучающиеся, так или иначе, повышают свои цифровые компетенции. Получается, что все факультеты университета связаны друг с другом не только на административном и структурном уровнях (имеют общие департаменты); но и на исследовательском и проектном.

8.png

Большое значение в Ольборгском университете имеет дизайн среды, в которой обучаются студенты и выполняют свои проекты. Он воплощает в себе лучшие черты северо-европейского стиля: простоту, геометричность форм, натуральные цвета и материалы, комфортность. Свой весомый вклад в оформление этой среды вносит факультет информационно-компьютерных технологий и дизайна.

Необходимо отметить очень высокую и современную материально-техническую оснащенность Ольборгского университета. Большую роль в этом сыграло то, что ещё в 1980-х годах он буквально потребовал серьёзных и постоянных инвестиций от датских компаний «в обмен» на высокое качество подготовки для них специалистов, разработку новых технологий для датской промышленности и выполнение реальных и, главное, актуальных проектов для всего датского общества. Компании пошли навстречу этому требованию, и с тех пор обе стороны выполняют свои обязательства. Кроме того, университет и сам научился зарабатывать для себя деньги. Но чтобы этот процесс когда-то начался, нужна была материальная база. И она была создана вовремя. Всё это позволяет Ольборгскому университету реализовывать его главную стратегию: «Знания – для мира».

 

9.png

Делиться впечатлениями об этом замечательном датском вузе можно и дальше, но мне бы хотелось рассказать еще и о посещении, теперь уже в Бельгии, Лёвенского католического университета (KU Leuven), который стал последней точкой маршрута ректорской экспедиции, организованной московской школой управления «Сколково».

Из трех увиденных университетов Лёвенский – самый старый, в 2025 году ему исполнится 600 лет. Правда, его история не была непрерывной: в конце 18 века в связи с Французской революцией он был закрыт и снова открыл свои двери только в 1831 году. Хотя он официально считается католическим, на самом деле таковым уже давно не является. По крайней мере, с 1978 г., когда ректорами перестали быть исключительно священнослужители.

10.png

Но и теперь здесь читается каноническое право, и священники могут быть почетными патронами-попечителями. Благодаря таким традициям философская база здесь очень сильна и известна во всём мире. Сегодня здесь ректоров выбирают не более чем на два срока, только из своих профессоров и при активном участии студентов. Ректорат вместе с деканами факультетов составляют академический совет, принимающий соответствующие решения. Контролирующие органы – управляющий совет и попечительский совет.

11.png

В настоящее время в Левенском университете на 15 факультетах обучаются 60 тысяч студентов (17% – иностранцы) и 5 тысяч аспирантов. Предлагаются образовательные программы по различным направлениям: от точных и технических наук до гуманитарных и социальных дисциплин. Из 48 бакалаврских программ 4 преподаются на английском языке; соответственно, из 127 магистерских – 65. Интересно, что на «входе» здесь берут всех абитуриентов, никак их не фильтруя. «Естественный отбор» происходит в процессе обучения.

В этом университете разделяют направления «инженерные науки» и «инженерные технологии». В чем же состоит это различие? Как здесь шутят, выпускник первого направления построит мост, который скоро развалится, и он объяснит почему. Выпускник второго построит мост, который будет стоять очень долго, но он не объяснит почему. Вместе эти два направления составляют, так называемую, «инжиниринг-группу», которая обеспечивает 50 процентов публикаций и патентов для всего университета плюс деньги от индустрии.

12_1200.png

Очень развито здесь и медицинское направление, по которому обучается 10 тысяч студентов. Учебный процесс осуществляется в отдельном двухкилометровом кампусе (75 га), который является одновременно биомедицинским кластером и крупнейшей клиникой в Европе (на 1800 больничных коек). Вначале у руководства университета было сомнение, создавать ли сеть относительно небольших медицинских центров, приближенных к населению, либо строить мега-кампус, чтобы в одном месте лечить, учить и исследовать. Остановились на последнем варианте. Строительство осуществлялось вместе со специалистами по урбанистке и множеству других смежных направлений. Рассчитано буквально всё, включая подъезды к клинике, стоянки автомобилей и организацию кейтеринга на свежем воздухе для сотрудников и посетителей. Основным движком развития всей этой суперинфраструктуры являются инновации. Бюджет медицинского кампуса-клиники составляет 1 млрд евро. Клиника имеет свой совет директоров, в который входит и генеральный директор Лёвенского университета. Здесь каждый год инициируется 1200 медицинских исследовательских проектов междисциплинарного характера. Каждый второй-третий пациент участвует в клинических исследованиях. Особая ставка делается на проекты по регенерации человеческой ткани и созданию имплантов («запчасти нужны всем»). Весь документооборот проходит по системе «цифровой госпиталь». На базе кампуса-клиники создано несколько совместных компаний. В том числе и с таким партнером, как Nexus Health. В связи с этим медицинский мегакампус постоянно достраивается.

13.png

Благодаря своим блестящим достижениям, в рейтинге QS Лёвенский университет входит в первую сотню – находится на 81-ом месте и уже 3 три года является самым инновационным университетом Европы. Как следствие, сам город Лёвен стал одной из «сторон» треугольника, куда, кроме него, входят еще Эндховен (Нидерланды) и Аахен (Германия). Границы этого треугольника определяют самый передовой технологический регион Европы. Лёвенский университет имеет 10 филиалов в других бельгийских городах, ежегодно инвестируя в научно-исследовательскую работу более 1 млрд евро.

Центр трансфера технологий Лёвенского университета, открытый в 1972 г., на сегодняшний день является самым быстрорастущим в континентальной Европе. Его годовой оборот составляет около 8 млрд евро. В 1998 г. университет создал экосистему, частью которой стали более 7 000 предпринимателей и компаний. Теперь в его окрестностях можно увидеть большое количество научных парков и бизнес-инкубаторов. На основе патентов, полученных от разработок лёвенских ученых в сферах нанотехнологий, естественных наук, медицины и др., были открыты 120 самостоятельных бизнесов.

14.png

Здесь же создан IMEC – международный инновационный научно-исследовательский центр-«хаб» по микро- и наноэлектронике с оборотом 2 млрд евро в год и подразделениями в Нидерландах, Китае, Индии, США, Японии и на Тайване. В левёнском центре IMEC работают 4 тысячи исследователей 94 национальностей. Среди них – 29 русских. Основной целью центра является исследование возможности создания новых поколений микро- и наноэлектронных приборов для самых различных областей, которые будут массово производиться через несколько лет. Например, в IMEC уже действует экспериментальная линия по производству 3-нанометровых транзисторов, тогда как мировая индустрия выпускает 7-нанометровые транзисторы. И подобных кейсов можно привести множество: миниатюрные чипы для часов, мониторящие не только состояние человека, но и окружающую его среду; иглы-зонды для мозга, вмещающие на своём кончике несколько разных датчиков; спектральные камеры для анализа кожи на рак. Разрабатываются технологии для умных городов с тестовой площадкой в Антверпене для мониторинга уровня шума, загрязнения воздуха и воды, скорости движения транспортных потоков и прочего. Перечислять здешние инновации можно ещё очень долго. Большую часть крупных проектов Лёвенский университет ведёт совместно с британскими вузами, поэтому здесь сейчас очень переживают по поводу возможных последствий от брекзита.

Если говорить о бюджете университета в целом, то денежных средств, получаемых от промышленных контрактов, в нём около 20%, а не 60%, как нам приходилось слышать об этом в России. Остальные 80% бюджета – средства извне. Например, в Бельгии есть специальный фонд для исследований, 43% которого забирает Лёвенский университет. Есть еще и индустриальный исследовательский фонд, откуда тоже приходят деньги.

Во многом достижения Лёвенского университета связаны с именами двух выдающихся людей: Конрада Дебакера и Мартина Хинуля. Приехав сюда в середине 90-х годов, за 20 лет они обеспечили его экспоненциальный рост и превратили в ведущий инновационный и предпринимательский вуз Европы. Они создали систему, ставшую позже экосистемой; объяснили её остальным; показали, как можно зарабатывать с помощью патентов, и набрали под эту систему нужных специалистов. По прошествии лет всё это кажется «простым» и само собой разумеющимся. Но почему-то удаётся это далеко не всем. Кроме системного подхода огромную роль играет еще и человеческий фактор. Судите сами:

15_Конрад Дебакер.jpgКонрад Дебакер – генеральный директор KU Leuven с 2005 г. В этой должности он отвечает за общее управление вузом, кадры, финансовое и техническое управление, а также общеуниверситетскую систему ИКТ. Кроме этого, он является со-основателем и председателем совета директоров Leuven.INC, управляющим директором KU Leuven Research & Development, председателем венчурного фонда Gemma-Frisius Fonds, председателем Совета старейшин Фландрии, международным экспертом по инновациям и членом Международного совета программы 5-100 при Министерстве науки и образования РФ. Дебакер – инженер–строитель по образованию и имеет докторскую степень в области управленческих наук. Готовил свою диссертацию и затем несколько лет работал в Массачусетском технологическом институте, позже – в ряде крупных европейских университетах. Его исследования связаны с управлением и политикой в области технологий и инноваций. Он не один раз получал награды Американской академии управления и Международной ассоциации управления технологиями за «лучшие научные работы» и «выдающиеся научные публикации».

16_Мартин Хинуль.jpegМартин Хинуль – предприниматель, ученый и доктор наук в области физики, директор научно-исследовательского центра Лёвенского университета. В 2001-2003 годах занимал пост руководителя Фламандского министерства экономики. Исследователь, автор ряда известных статей и книг, в том числе «Силиконовая долина», «Европейская экономика знания», «60 лет транзисторов», «Устанавливая контакты», «110 лет Нобелевской премии». Проводил исследования в Стэнфордском университете, Массачусетском технологическом институте, лабораториях Европы, США и Японии. Является лидером инновационного кластера Центра трансфера технологий Лёвенского университета, на базе которого за 10 лет создано более ста новых компаний, некоторые капитализированы более чем в миллиард долларов.

Человеческий фактор по-лёвенски – это не только выдающиеся способности человека и его непосредственный вклад в развитие тех или иных направлений развития университета, но и его вклад в подготовку другой – потенциально выдающейся – личности. Именно такой подход и придаёт устойчивость развитию Левенского университета, девиз которого – «Вдохновляем выдающихся!»

17_Университет Лёвена.png

Подводя общие итоги увиденному во время ректорской экспедиции по трем вузам Северной Европы, можно сказать следующее:

  • Быстрых и одновременно выдающихся результатов не бывает. Основания сегодняшней успешности ведущих европейских университетов были заложены не менее 25-30 лет назад. Нам тоже нужно быть готовыми к таким длинным дистанциям.

  • Цифры выше, чем 20-процентная «самоокупаемость» университета предпринимательского типа, являются мифом в отношении даже самых успешных инновационных вузов Европы и, как мне кажется, не могут быть основанием KPI для российских вузов.

  • Системный подход, применяемый к партнерству с индустриальными компаниями, предусматривает еженедельные «обмены» сотрудниками: представители компаний работают со студентами, преподаватели идут работать в компании, чтобы знать друг друга изнутри.

  • Устойчивого развития и, тем более, экспоненциального не бывает без соответствующей материально-технической базы. Университет должен иметь смелость потребовать от компаний-партнеров необходимых инвестиций для своего развития в обмен на подготовку для них высококвалифицированных кадров, разработку новых технологий и выполнение реальных и самых актуальных и амбициозных проектов, неся за всё это полную ответственность и помня, что обмануть доверие партнеров можно только один раз.

  • Жесткий отбор абитуриентов на входе в университет – не гарантия того, что это будут сильные студенты. Гораздо более важную роль играет проблемное обучение с опорой на реальные проекты, в процессе которого проявляются настоящие способности студента и черты его характера.

  • Если командная деятельность в проблемном обучении строится на принципах студенческого самоуправления, и это декларируется университетом, то преподаватели не должны вмешиваться в этот процесс, какими бы «несправедливыми» и «жесткими» ни казались действия студентов по отношению друг к другу.

  • Основанием для отбора проблем под реальные проекты должна быть не степень их сложности, а степень их актуальности для компаний-партнеров и всего общества. То же самое касается и проблематики научных исследований для аспирантуры, объединенной с индустрией.

  • Готовность нести ответственность за развитие своего города, региона, страны и работать на благо всего общества включается не только в миссии всех инновационных вузов, но и является критерием оценки каждого студенческого проекта.

  • Социально-гуманитарные направления – обязательный элемент научно-образовательной структуры вуза, осуществляющего инженерную подготовку, т.к. они отвечают за формирование софт-скиллз будущих инженеров. Студенты, обучающиеся по этим направлениям, должны входить в междисциплинарную команду каждого проекта в процессе проблемного обучения.

  • Междисциплинарность – направление, в которое необходимо вкладываться «по полной», включая соответствующую организацию пространств. И эти пространства должны быть комфортными и для студентов, и для преподавателей.

  • Время от времени необходимо соотносить свою сегодняшнюю деятельность с когда-то провозглашенными принципами. Не исключено, что обнаружится весьма серьезное расхождение. И тогда либо возвращаться к тем принципам, либо менять их и провозглашать новые.

  • Не бояться переворачивать «пирамиды» и менять алгоритмы. Например, такие: если раньше шли от одной идеи к её комплексной реализации в промышленности, то сегодня набирают много разных идей в разных сферах, чтобы в результате возникла узкая инновация.

  • Человеческий фактор как индивидуальный вклад в развитие университета имеет не меньшее (если не большее!) значение, чем «системный». Искать, находить и воспитывать талантливых и нужных для дела людей – главный залог устойчивого развития вуза.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


17.06.2019
Что же представляют собой современный кампус и город, имеющий особый статус «университетский»? Что они могут дать членам академического сообщества, самим городским жителям и стране в целом? Предлагаю свои ответы на эти вопросы.