Точки присутствия. 2 часть: «Чалмерс»
23.04.2019

С 18 по 23 марта я принимал участие в выездном мероприятии для ректоров, организованном Московской школой управления «Сколково». Сама идея такой ректорской «экспедиции» появилась еще года три назад во время одного из визитов в ТГУ Андрея Евгеньевича Волкова, доктора технических наук, профессора, научного руководителя Московской школы управления «СКОЛКОВО», заместителя председателя совета Проекта 5–100 по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов. Тогда мы пришли к выводу, что хорошо было бы собрать ректоров российских трансформирующихся университетов и выехать вместе за рубеж, чтобы относительно подробно и экспертно познакомиться с вузами, которые уже прошли свой путь трансформации.

Конечно, каждый из нас уже не раз бывал в зарубежных вузах, но, как правило, подобные посещения происходят во время краткосрочных (1–2-х дневных), наскоро подготовленных официальных визитов, включающих мероприятия самого разного характера. Поэтому знакомство с вузами получается весьма поверхностным: за 2–3 часа сложно увидеть в университете то, что в нём реально происходит. Видишь только его «парадный фасад». Из-за этого я стараюсь включаться в подобные поездки только тогда, когда отказаться просто невозможно. Наша же экспедиция предполагала тщательную – многомесячную – подготовку, благодаря которой мы смогли бы добраться до механизмов изменений. Как уже было сказано, идея вынашивалась довольно долго, и на это были объективные причины: смена министров, реорганизация самого министерства и т.д. Но вот, наконец-то, мы подошли к её реализации.

2.png

Команда «Сколково» проработала программу экспедиции очень тщательно. Структура посещений всех вузов, входивших в маршрут, состояла из трёх частей: 1) краткий брифинг о характеристиках системы высшего образования страны и ключевых особенностях университета, 2) непосредственно знакомство с университетом и 3) рефлексия по поводу увиденного и услышанного. Этой рефлексией в самом общем виде я и хочу поделиться с читателями рубрики.

Итак, основанный в 1829 году в шведском портовом городе Гётеборг технический университет Чалмерса стал первой из трёх точек маршрута нашей экспедиции. Он входит в топ-100 инженерных вузов мира, предлагая, кроме бакалавриата, ряд программ магистратуры с обучением в кампусе или в формате онлайн. Кроме того, он входит и в топ-100 вузов мира по уровню трудоустройства по версии рейтинга QS Employability Ranking. Основной язык – английский, так как 40% студентов – иностранцы. Своё название вуз получил в честь Уильяма Чалмерса, директора шведской Ост-Индской компании, на деньги которого был основан. Визитной карточкой университета является корпус Kuggen («Зубец»), своей архитектурой напоминающий сложенные в стопку диски циркулярной пилы.

3.jpeg

4.pngПочему именно этот университет вошел в наш маршрут? В середине мая этого года у нас в ТГУ пройдет очередной российский ректорский симпозиум, посвященный современным моделям инженерного образования. Для нашего университета такая тема очень актуальна, поскольку мы тоже серьезно занимаемся инженерным направлением (РФФ, ФТФ). И, конечно же, всем участникам этой школы ректоров в преддверии майского симпозиума было интересно познакомиться с лучшими мировыми кейсами в инженерно-образовательной сфере. Университет Чалмерса вошел в число 10 вузов-лидеров бакалаврского инженерного образования по результатам исследования доктора Руфи Грэхем, выполненного по заказу Массачусетского технологического университета.

Четверть века назад шведское правительство пошло на эксперимент, разрешив университету стать единственным частным высшим учебным заведением в стране и назначив свой Наблюдательный совет. Этот кейс описан в книге Бертона Кларка «Создание предпринимательских университетов». Чалмерс очень гибко выстроен под своих индустриальных партнеров и самостоятельно контролирует качество и стандарты образования. Общими для всех курсами являются «устойчивое развитие» и «предпринимательство». Здесь все студенты получают предпринимательский опыт. Выпускники очень гордятся своим университетом, затем – факультетом и выбранным образовательным направлением.

С 2010 года этот университет держит мегасайенс-проект по графену в рамках инициативы Евросоюза о флагманских проектах, включающий огромное количество участников. Вуз взял на себя обязательства – за 10 лет пройти путь от фундаментальных исследований до коммерциализируемых результатов. Здесь я еще раз убедился, что значение личностного фактора в таких проектах трудно переоценить. Несмотря на то, что нобелевские лауреаты – российские ученые Андрей Гейм и Константин Новосёлов, открывшие графен, работают сейчас в Манчестере, шведы ведут мегасайенс по графену! И этот проект сложил один человек, который держит всю эту огромную систему и все коммуникации. Честно говоря, я ожидал увидеть, прежде всего, системные вещи, а увидел человеческий фактор.

5.png

Но системный подход, конечно, тоже присутствует. Так, например, в структуре университета есть компания, управляющая зданиями кампуса. И, безусловно, одним из важнейших элементов здешней системы является наличие Венчурного фонда, выполняющего не только функции финансирования процессов, происходящих в Чалмерсе, но и «связки» между университетом и индустрией. С 1997 г. фонд взрастил 83 компаний при выживаемости стартапов 74%! Создана устойчивая экосистема, включающая три технопарка, в которых 320 человек работают для втягивания новых партнеров в её контуры. В настоящий момент Чалмерс сотрудничает с индустриальными партнерами из 16 стран.

6.png

Важно заметить: сегодня в Чалмерсе и в целом в Швеции трансфер технологий существует уже не для зарабатывания денег через технопарки. Новый подход – творить добро для общества. Здесь спокойно относятся к провалам проектов. Ошибка – долго поддерживать «зомби-проекты». Важно описать, что именно и почему не сложилось, и вовремя закрыть проект, чтобы команда начала заниматься новым делом. Благодаря всему этому, кроме графена, у Чалмерса есть и другие крупные проекты, а значит, и партнеры. Например, крупнейшая автомобильная компания Volvo, для которой университет делает очень много. Эта партнерство складывалось в течение 25 лет и вначале очень сложно. Вуз и автогигант говорили на «разных языках» и долгое время не могли скоординировать свои интересы. Нам, в ТГУ, такая ситуация очень хорошо знакома по нашим стратегическим сессиям с участием компаний СИБУР и Газпромнефть. Мы любим, чтобы всё было основательно, фундаментально, а им нужно «быстрое» знание. Поэтому мы для них слишком медленные и консервативные. Пройдя этот сложный этап адаптации к особенностям друг друга, Чалмерс и его бизнес-партнеры выработали систему, «принуждающую» сотрудников университета и Volvo (впрочем, как и других частных компаний) к деловым коммуникациям между собой. Теперь один день в неделю преподаватели университета обязательно работают в компаниях, чтобы изнутри знать их потребности; а сотрудники компаний раз в неделю приходят в университет, чтобы в статусе адъюнкт-профессуры работать со студентами.

7.jpg

Всего у Чалмерса около 60 компаний партнеров, с руководителями которых президент университета встречается не реже, чем раз в году, чтобы обсудить текущие и дальнейшие планы, скоординировать свои «дорожные карты». Девиз Чалмерса: «Мы хотим быть для наших партнеров лучшими в исследованиях и в компетенциях». Постоянно проводится анализ учебных программ и текущей успеваемости студентов с целью выявления того, насколько они актуальны для решения задач компаний-партнеров, а также задач, которые в Швеции определяются не только на вузовском, но и национальном уровне. Ключевыми ценностями Чалмерса являются качество, открытость, уважение и разнообразие.

8.png

Здесь много внимания уделяется формированию навыков командной работы, в процессе которой должны отрабатываться три основных компетенции – педагога-наставника, ученого-исследователя и технолога-инноватора. Нельзя сделать хорошую карьеру, если ты не «командный» человек. Не менее важными являются умения студентов и самих преподавателей работать в ситуации неопределенности, проектируя возможные сценарии развития будущего (т.е. обучению в формате форсайта). При этом само отношение к будущему отражается в тезисе: «Будущее нужно не предсказывать а искать людей, которые приближают разные сценарии будущего».  

Особого внимания заслуживает тема чалмерского студенчества. В университете учатся 10 тысяч студентов и 1 тысяча аспирантов, объединенные в студенческие союзы. Главная их роль заключается в формировании у молодёжи активной субъектной позиции.

9.png

Союзы поддерживаются не только взносами их членов, но и со стороны университета и правительства. Студенческие союзы занимаются предпринимательской деятельностью: у них есть свои магазины, спортзалы, базы отдыха, рестораны. Считается, что управленческий опыт, приобретенный в таких союзах, при желании может стать верным шагом в политику. Студенческие союзы участвуют и в контроле качества образования. Так, например, после каждого учебного курса они делают рассылку-опрос для студентов, чтобы с учетом их коллективного мнения вместе с администрацией вуза что-то менять в образовательном процессе, если в этом есть необходимость. С одной стороны, такой опыт хозяйствования и участия студентов в управлении университетом, конечно, интересен и важен. С другой, руководство вуза с тревогой отмечает, что студенты всё чаще стали превращаться из «граждан» в «потребителей»; а их конструктивная критика – в немотивированный протест.

Как бы там ни было, но, благодаря сложившейся системе высшего образования, сегодняшняя Швеции может похвастаться самой высокой концентрацией по инновациям и вторым после Дании индексом экономики знаний в мире (The Knowledge Economy Index). Это комплексный показатель, который рассчитывается по методике Всемирного банка (The World Bank). При этом учитываются 4 основных группы показателей: 1) условия для развития экономики и общества в целом; 2) уровень образованности населения и навыков по применению знаний; 3) уровень развития национальной инновационной системы; 4) уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры. При этом шведы не говорят о какой-либо своей уникальности, но хотят быть лучшими в мире.

10.jpg

О том, что мы увидели в университетах Дании и Бельгии, я расскажу в следующей части. Там же будут и общие выводы по результатам всей ректорской экспедиции.

Продолжение следует.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


13.05.2019
Завершение маршрута весенней ректорской экспедиции – университеты Ольборга и Лёвена