ТГУ: «Yesterday» & Tomorrow
23.07.2017

20 июня перед главным корпусом ТГУ появилась новая скульптурная композиция. Наверное, ни одно региональное СМИ не прошло мимо этого события. Отметились даже несколько центральных российских и зарубежных, включая радио «Свобода». Со стороны же городского и сетевого сообществ реакцию можно сравнить только с реакцией на бронзового «Антона Чехова», установленного к 400-летнему юбилею Томска. Равнодушных нет. Общественное мнение четко разделилось на «фанатов» (подавляющее большинство) и «оппонентов». Первые ликуют («Наконец-то!», «Как это здорово!») и стремятся запечатлеть себя и своих близких на фоне коричневых фигур из оргстекла. Вторые возмущаются отсутствием какой-либо связи между Томским государственным университетом и прототипами этих фигур, винят руководство вуза в «западопоклонстве» и попытке «заманить абитуриентов сомнительными способами».

Как уже поняли читатели, речь идет о скульптурной композиции Антона Гнедых, изображающей всемирно известную четверку музыкантов из Ливерпуля. Сегодня у нас есть возможность узнать буквально из первых уст, что думают обо всем этом ректор ТГУ Эдуард Галажинский и ответственный секретарь приемной комиссии ТГУ Евгений Павлов.

– Эдуард Владимирович, раскройте секрет: как ТГУ дошел до жизни такой? Кому и когда пришла в голову идея поставить «памятник» «Битлз» прямо перед главным корпусом нашего университета?

– Уточним сразу: это не памятник, а скульптурная композиция из органического стекла. Памятник – это нечто другое. Он возводится чаще всего из долговечного материала для сохранения памяти о ком-либо или о чем-либо. И не в любом месте. От памятника, как правило, требуется соответствие историческим событиям и портретное сходство с прототипом. А скульптура – это художественное произведение. Она может быть создана из любого материала, способного сохранять форму. Вплоть до льда и песка. Ее задача совсем другая – вызывать определенные чувства, эмоции, ассоциации. Сама по себе идея создания композиции «Abbey Road» принадлежит томским скульпторам Николаю и Антону Гнедых. Продюсером этой идеи можно по праву считать бывшего ректора СибГМУ, уважаемого Вячеслава Викторовича Новицкого, пытавшегося ее реализовать еще в 2011 году.

По его замыслу, «ливерпульская четверка» должна была пересекать тротуар проспекта Ленина между территориями двух наших университетов. На открытие этой композиции предполагалось пригласить самого сэра Пола Маккартни. Многим тогда этот проект пришелся по душе, но денег на его осуществление собрать не удалось. Между тем фигуры музыкантов в полный рост уже были выполнены (сначала из глины, а потом и из оргстекла) и находились в мастерской скульпторов. И вот в прошлом году Вячеслав Викторович мне как-то сказал, что хорошо бы все-таки вернуться к идее «"Битлз" в Томске». Хорошо-то хорошо, да у нашего университета, например, совсем другие заботы: к 140-летию мечтаем поставить памятники Менделееву и Флоринскому. И сейчас мы находимся в активном поиске средств на это благое дело.

– Так что же, Битлы сами пришли пешком из мастерской Гнедых и встали перед главным корпусом ТГУ?

2.jpg

– В моем личном восприятии это именно так и произошло. О том, что они уже «пришли» и стоят, мне стали сообщать по телефону 20 июня мои коллеги и друзья. Реакция была у всех примерно одинаковая: «Отличная идея!», «Молодцы, круто!» и тому подобное. За несколько часов эти звонки и sms-сообщения буквально «посадили» мне телефон. Чуть позже выяснилось, что пришествие «Битлз» в Университетскую рощу состоялось благодаря инициативе самого Антона Гнедых, которую поддержали ответственный секретарь приемной комиссии ТГУ Евгений Павлов и руководители еще нескольких подразделений университета.

– И как вы к этому отнеслись?

– Конечно, позитивно! Я очень рад, что такие интересные идеи реализуются без моих личных распоряжений. Тем более если они вызывают такой массовый положительный отклик.

– Вообще-то, есть и недовольные. В социальных сетях пишут, что на Битлов деньги нашли, а на памятники своим отечественным ученым – нет.

– Как я уже сказал, памятники Дмитрию Менделееву и Василию Флоринскому у нас в приоритете. Деньги на них ищем и постараемся найти. А на скульптурную композицию «Abbey Road» университет и копейки не потратил. Антон Гнедых предложил поставить уже готовые фигуры. Сейчас они радуют многих людей, а так бы продолжали пылиться у него в мастерской. Это предложение скульптора совпало с поисками сотрудников приемной комиссии нестандартных подходов к проведению приемной кампании в ТГУ. Для всех сразу стало очевидно, что «ливерпульская четверка» должна направляться к входу в главный корпус, чтобы «подавать документы».

– Тем не менее кто-то еще продолжает искать прямые исторические и культурные связи между «Битлз» и ТГУ и… не находит.

– Пусть ищет дальше. Человек живет в том числе и для того, чтобы быть в постоянном поиске смыслов. Сегодня он еще не видит явных связей, а завтра они перед ним раскроются во всей свой глубине и широте. С другой стороны, я согласен с теми, кто сомневается в необходимости всегда и везде искать только прямые связи. Особенно если учесть, что человечество уже вступило в эпоху глобальной и нелинейной связности. В поисках связей между композицией «Abbey Road» и ТГУ предлагаю исходить из следующего контекста.

Мы стремимся сделать наш университет по-настоящему известным во всем мире. Это накладывает на нас определенные обязательства и ответственность. Сейчас у нас учатся студенты из 39 стран, преподает много зарубежных профессоров. Они должны чувствовать себя здесь как дома. Ощущать наш искренний интерес и уважение к их культурам. Тогда завтра к нам приедет учиться еще больше иностранной молодежи.

3.jpg

На мой взгляд, именно университетский кампус является самым лучшим воплощением идеи мультикультурного пространства. Здесь самые разные иностранные языки звучат удивительно гармонично. Равно как гармонично смотрятся скульптурные композиции и временные художественные инсталляции, опирающиеся на самые разные национальные и культурные традиции.

– Так и на дорожках нашей Университетской рощи сегодня можно услышать сразу французский и китайский, английский и вьетнамский…

– Да. Поэтому здесь уместны и каменные языческие «бабы», и композиция «Abbey Road». И многое другое из того, что уже было и еще будет. Памятный камень, установленный у входа в рощу в честь признания Томска геофизическим центром Евразии на Манчестерском съезде сейсмологов в 1911 году, – это еще и своеобразный мост между Европой и Азией: культурный, научный, образовательный. В общем, «все флаги будут в гости к нам»! Я надеюсь, каждый зарубежный гость сможет найти свое любимое место в нашем кампусе, чтобы быть «ближе» к родному дому.

– Судя по количеству и национальному разнообразию желающих запечатлеться на фото вместе с «ливерпульской четверкой» у главного корпуса, это место уже стало любимым для всех!

– Значит, так и есть. Насильно фотографироваться, как и любить, никого не заставишь. Раз народ так откликается, значит, это искренне.

– Знатоки говорят, что «Джон Леннон» не похож на себя, а похож на «Миклухо-Маклая». А вы как председатель Томского отделения Русского географического общества как считаете?

11.jpg

– К сожалению, не имел чести и удовольствия быть лично знакомым ни с тем, ни с другим. Знаю только, что иногда и сам человек на себя не похож. А потом, своих Битлов Антон Гнедых делал не для музея восковых фигур Мадам Тюссо. Как я уже говорил, он работал в художественном жанре, предполагающем большую свободу для автора. «Битлз» давно стали для всего мира идеалом и мечтой. Какое портретное сходство может быть у мечты? Думаю, что далеко не все скульптуры «Битлз», установленные в других городах и странах, так уж похожи на своих прототипов.

– А как вы сами относитесь к музыке «Битлз»?

– Скажу честно: я не являюсь ее фанатом, но мне очень нравятся спокойные и мелодичные песни-баллады типа «Yesterday», «Michelle». Сам я люблю джаз, поэтому даже эти песни играл когда-то в джазовой обработке. Они действительно прекрасны. Не зря же «Yesterday» считается лучшей песней ХХ столетия. Я где-то читал, что вроде бы сам Эндрю Ллойд Уэббер жалеет только об одном: о том, что он не написал эту песню.

– Как долго простоит инсталляция «Abbey Road»? Вряд ли оргстекло вынесет суровую сибирскую зиму. Если, конечно, кирпичом не обложить и отопление не подвести.

– С Антоном Гнедых была договоренность, что его «Битлз» будут «подавать документы в ТГУ» только до конца лета.

– Эдуард Владимирович, народ этого не поймет. Скульптурную композицию, судя по всему, полюбили навсегда не только большинство студентов и преподавателей ТГУ, но и томичей. Рядом с ней уже свадьбы стали фотографироваться!

– Ну что же, значит, кому-то нужно взять на себя инициативу организовать сбор народных средств на бронзовых «Битлз». Если бы на сей раз их удалось собрать, то ТГУ готов предоставить для скульптур постоянное место в Университетской роще. Раз уж народ так привык к ним здесь. Говорят, что в Екатеринбурге, где тоже живет много битломанов, подобная общественная акция по сбору денег увенчалась успехом, хотя и продолжалась несколько лет. А чтобы дело ускорилось, нужно искать настоящих фанатов «Битлз» среди богатых людей, чтобы пригласить их в спонсоры проекта.

– Интернет гласит, что именно так и поступили в Монголии, где в центре Улан-Батора двустороннюю бронзовую композицию «The Beatles» установили еще в 2008 году. Деньги удалось собрать в самые сжатые сроки: премьер-министр страны оказался ярым поклонником «Битлз».

22.jpg

– Этот кейс хорошо иллюстрирует не только технологию успешного фандрайзинга, но и глобализацию культур. Если бронзовые «Битлз» так хорошо прижились в центре Азии, то уж в центре Евразии они тем более приживутся. Томичам есть с кого брать пример. В мире установлено уже достаточно много памятников и группе «Битлз», и отдельно каждому из ее музыкантов. Особенно Джону Леннону. И большинство из них – на общественные деньги.

А перед Томским государственным университетом сейчас стоит задача поиска других спонсоров – ярых поклонников Дмитрия Ивановича Менделеева и Василия Марковича Флоринского! 

 

Вопрос к Евгению Павлову, ответственному секретарю приемной комиссии ТГУ:

– Евгений Владимирович, не могли бы теперь и вы рассказать о том, как композиция «Abbey Road» появилась в Университетской роще?

Павлов.jpg– Университетскую рощу как уникальный ресурс ТГУ мы стараемся использовать в течение всех последних приемных кампаний. Действительно, таким замечательным пространством для проведения всякого рода презентаций и тусовок не обладает больше ни один другой томский вуз. Поэтому странно было бы его не задействовать для привлечения абитуриентов. Мы уже привыкли к этому, а для тех, кто приезжает в Томск первый раз, это является приятным сюрпризом. Перед началом каждого нового «приемного» сезона нам – сотрудникам сразу нескольких подразделений ТГУ – приходится крепко задумываться над тем, чем «народ удивлять будем».

Конечно, уже сложились какие-то непреходящие традиции. Например, проведение акции «Я в ТГУ!» (кстати, в этом году она будет проходить с 26 по 31 июля). Когда-то мы ставили возле главного корпуса большой шатер с музыкой, сразу привлекающий внимание всех, кто проходил мимо ворот в Университетскую рощу. Размещали цветные деревянные объекты, создающие удачный фон для фотографирования. Их можно было использовать и как места для временного отдыха. Здесь у нас проходят выступления различных творческих коллективов. Сложился удачный опыт использования рощи и как научно-образовательного пространства. Мы проводим открытые лекции, небольшие мастер-классы. В прошлом году на каждую из таких лекций собиралось по 50–60 человек. Но должно быть и что-то новое, свежее. И оно должно нравиться не только абитуриентам и их родителям, но и выпускникам, так как период «запуска» в ТГУ частично совмещается с периодом выпуска из него.

И вот почти в самый разгар мозгового штурма на тему «нового и свежего» к нам и пришел томский скульптор Антон Гнедых. Когда он показал нам фотографию своих Битлов и предложил поставить их у входа в главный корпус, мы все сразу и абсолютно одинаково прочитали эту ситуацию: «Битлз» «идут подавать документы» в приемную комиссию ТГУ! И она сразу стала обрастать дополнительными идеями: например, в первый день кампании надеть на фигуры футболки с университетской символикой и так далее. Мы чувствовали, что потенциал скульптурной композиции «Abbey Road», с точки зрения привлечения внимания к приемной кампании в ТГУ, очень высок. Но мы не ожидали, что он настолько высок. «Битлз» угодили всем: и самим абитуриентам, и их родителям, и бабушкам и дедушкам – ровесникам английских музыкантов. Они стали настоящим магнитом для всех, кто идет по нашей стороне проспекта Ленина. Не говоря уже о том, что люди специально приезжают к главному корпусу, чтобы сфотографироваться с «ливерпульской четверкой».

Из-за большой занятости я не изучал пока глубоко общественное «сетевое» мнение о нашей акции. Говорят, что кому-то она не нравится. Уверен, что немногим. Я лично знаю очень большое количество людей, которые «сто лет» или вообще никогда не были в нашей роще, а теперь они сюда пришли. И причиной этому стала именно скульптурная композиция «Abbey Road». На работу я прихожу рано и еще на подступах к воротам в Университетскую рощу всегда вижу издалека фотографирующихся с «Битлз». Да, возможно кому-то странно видеть фигуры английских музыкантов на фоне классического университета. Но именно этот диссонанс и привлекает. Лично мне он кажется очень гармоничным! И было бы здорово, если бы этот «диссонанс» навсегда стал частью нашего университетского кампуса.

Мы благодарны Антону Гнедых за его своевременное и креативное предложение. А еще я хочу поблагодарить нашего ректора и всех коллег, поддержавших эту инициативу. Это единодушие и позволило быстро воплотить ее в жизнь.

– Евгений Владимирович, а сами-то вы давно слушали музыку The Beatles?

– Да я каждое утро просыпаюсь под «Yesterday»!! (включает будильник в телефоне) 

С ректором ТГУ Эдуардом Галажинским
и ответственным секретарем приемной комиссии ТГУ Евгением Павловым
беседовала Ирина Кужелева-Саган

 

Информация по теме (01.03.2017):

«Томский скульптор Леонтий Усов передал в среду музею группы The Beatles в Ливерпуле бюсты членов легендарной четверки, изготовленные из кедра, сообщило из Лондона агентство ТАСС»

«Руководство музея считает это событие подтверждением того, что любовь к творчеству легендарной группы не знает границ. "Музей с радостью принял этот подарок. Это является подтверждением, что музыка The Beatles имеет глобальный охват", – приводятся в сообщении слова директора учреждения Мартина Кинга».

33.jpg

Источник: https://www.riatomsk.ru/article/20170301/tomskij-skuljptor-usov-podaril-muzeyu-v-liverpule-byusti-the-beatles/

 


26.03.2018
Ответы на вопросы одного из отечественных журналов, занимающегося проблематикой вузовского менеджмента