«Остров» как притяжение цифрового будущего. Часть 2
13.09.2019

Каждый из 100 вузов, прошедших отборочный тур на Остров 10-22, был представлен там отдельной командой. Наша команда ТГУ, которой руководил проректор по цифровой трансформации Олег Змеев, «играла двумя составами» – обучающих и обучающихся. Первые читали для «островитян» лекции, проводили мастер-классы и выступали в качестве экспертов; а вторые отрабатывали новые цифровые, коммуникативные, методологические и управленческие компетенции. Всего мы прокачали на этом интенсиве около 20 наших сотрудников. Наша команда отличалась тем, что большая её часть – это был кадровый резерв ТГУ, а не его «первый эшелон», как это было почти у всех остальных вузовских команд. Мы решили, что поскольку уже пять лет занимаемся стратегиями развития университета, включая его цифровую трансформацию, то для нас наступил этап, когда нужно вплотную заниматься тактическими вопросами. То есть разработкой, апробацией и внедрением конкретных технологий и других интеллектуальных продуктов, связанных с цифровизацией образования, экономики и общества в целом. Поэтому нам необходимо совершенствовать квалификацию исполнителей новых проектов, а не только их руководителей.

10_новый размер.png

Кроме того, что университеты были представлены отдельными командами, часть вузов объединилась в региональные «сборные» для участия в конкурсах на лучший проект регионального НОЦа. Как известно, в настоящее время ряд российских регионов находится в поиске своей зоны технологического прорыва, для чего и создаются научно-образовательные центры мирового уровня. В этих процессах участвуют и сами вузы, и власть, и высокотехнологичный бизнес. Всего на Остров было заявлено 17 региональных команд. В «сборную» нашего региона вошли четыре томских вуза: ТГУ, ТПУ, ТУСУР и ТГАСУ. Все вместе и при участии заместителя губернатора ТО Людмилы Огородовой они разрабатывали проект томского НОЦа и защищали его перед экспертной комиссией, возглавляемой министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым. Нужно сказать, что изначально мы не заявлялись на конкурс проектов по НОЦ, поскольку варианты томского НОЦа мы отрабатываем в том или ином межвузовском составе уже около полутора лет, и не было смысла начинать всё с нуля. Однако потом мы решили, что еще один опыт совместной работы всё же будет полезен, и стали участвовать, но уже «вне конкурса».

11_новый размер.png

Основу проекта томского НОЦа образуют два основных вектора – выхода на глобальные рынки: экспорта образования и сквозных технологий. В результате проект томичей был успешно защищен и по неофициальным, но вполне достоверным данным признан одним из лучших. Дело в том, что региональные проекты по НОЦ защищались на Острове аналогично тому, как происходит защита дорожных карт в Программе 5-100. То есть официально определялись не отдельные лидеры (в данном случае – региональные «сборные»), а группы из 4 таких команд. Томская «сборная» вошла в первую четверку и была позитивно отмечена буквально в каждом из устных выступлений членов экспертной комиссии. Я сам участвовал в защите проекта томского НОЦ и видел реакцию экспертов на то, что мы предложили их вниманию.

12_новый размер.jpg

У нашей «сборной» был самый высокий уровень проработки проекта и кооперации как между вузами – членами команды, так и между основными субъектами самого проекта – научно-образовательным комплексом, властью и бизнесом. Многие вузы и регионы ещё только находятся в точке осознания, что такое НОЦ и зачем он нужен. А мы уже давно это осознали и на данном этапе апробируем инструменты и ищем более эффективные способы налаживания связей между всеми субъектами НОЦ. И в этом плане томский проект выгодно отличался от других. Ещё одно наше отличие – постановка рамки глобальной конкурентоспособности, чего не наблюдалось в большинстве других проектов. Убежден, что именно способность ставить такую рамку больше всего повлияла и на решение Минобрнауки РФ о строительстве в нашем городе «большого кампуса».

13_новый размер.png

Важным результатом посещения Острова стало и обретение представителями разных томских вузов умения налаживать эффективное взаимодействие между собой. На уровне ректоров мы общаться уже привыкли, и наши отношения достаточно доверительные. Поэтому я был уверен, что на других уровнях – проректоров, начальников отделов, конкретных исполнителей – такие отношения устанавливаются уже «автоматически». Но в жизни оказалось всё значительно сложнее: поначалу проявлялось некоторое соперничество, которое оказалось возможным преодолеть только через участие в совместных мероприятиях и проектах. Жизнь на «Острове» помогла томской «сборной» стать единым слаженным коллективом. И теперь у нас есть 50 человек в наших томских вузах, которые могут работать вместе и дальше. И только из-за одного этого стоило участвовать в образовательном интенсиве в Сколтехе.

Теперь о том, чем лично мне запомнится Остров 10-22. Кроме ряда мероприятий, в которых мне пришлось непосредственно участвовать, я выступил ещё и с визионерской лекций по приглашению организаторов интенсива. Такое приглашение само по себе является свидетельством того, что в нас видят уже не «учеников», но экспертов по проблемам трансформации высшего образования в цифровую эпоху. Безусловно, очень почетно оказаться на Острове в ряду таких визионеров, как Дмитрий Песков, Петр Щедровицкий, Владимир Мау, Сергей Переслегин, Анатолий Чубайс, Ярослав Кузьминов, Михаил Погосян и других известных экспертов (записи их выступлений есть в интернете).

14_новый размер.jpg

Идея прочтения мною визионерской лекции была озвучена Дмитрием Песковым, спецпредставителем Президента РФ по цифровому и технологическому развитию, ещё весной. Но она прозвучала в разговоре, в котором было затронуто много других тем. Поскольку потом мы к ней ни разу не возвращались, у меня не было особого повода готовиться заранее к такому ответственному мероприятию. Но буквально накануне Острова 10-22 выяснилось, что его организаторы рассчитывают на мою лекцию, и отказываться было неудобно. Тем более что мне была предложена тема «Большой Томск: путь классического университета в цифровой экономике». Кстати, понятие «Большой Томск» предложено самим Дмитрием Песковым. В этой теме я увидел своеобразный вызов для себя, не ответить на которой я не мог. Пришлось буквально за неделю собраться с мыслями и попытаться как-то структурировать весьма обширный материал, в котором отражается наш почти шестилетний опыт трансформации классического вуза в цифровую эпоху. Хотя надо признаться сразу, что из-за нехватки времени этот материал так и не успел окончательно принять идеальную форму к моменту моего выступления, поэтому прошу не судить слишком строго.

15_новый размер.jpg

По реакции присутствовавших на лекции можно было сделать вывод, что её содержание было для них интересным. По сути, это был единственный кейс, представленный университетом. Визионерский, но через призму конкретного. Его содержание раскрывалось в четырех частях: 1) управленческая рефлексия по поводу того, где мы, куда, зачем и с кем мы идем; 2) что такое «метрополия» и каковы масштабы, в которых мы живем; 3) некоторые практические кейсы нашей цифровой трансформации и 4) что такое «Большой Томск». Все эти вопросы мы не раз с вами обсуждали на стратегических сессиях, международных советах и ученых советах университета, в рубрике «Слово – ректору». Для нас они уже не новы, но для большинства присутствовавших на Острове такая постановка вопросов, а самое главное, наши ответы на них, были совершенно новыми и нестандартными. В том числе и наши амбиции, как нестоличного классического университета, видеть своё будущее через «глобальную рамку». Большой интерес вызвали наши эксперименты с новыми образовательными и управленческими технологиями, которые мы пытаемся сами разрабатывать и апробировать. В их числе – адаптивные программы по математике, междисциплинарные образовательные программы, набор абитуриентов через социальные сети, трёхмодусная управленческая модель run-change-disrupt и другие.

16.jpg

Итак, Остров 10-22 показал, что ТГУ находится, безусловно, в числе отечественных вузов-лидеров по цифровой трансформации высшего образования и подготовки специалистов для цифровой экономики. Но если смотреть на наши позиции через ту самую глобальную рамку, то нам еще расти и расти. И мы понимаем, что пока мы будем «догонять», те, кто сегодня в «желтой майке», тоже не будут стоять на месте. Поэтому нужно искать места прорыва в технологическое будущее там, где до нас сегодня никто еще не был. Есть и еще один очень важный момент: мало создать и апробировать новые технологии и экспериментальные практики, их еще нужно и уметь масштабировать. В том числе и в собственном университете. Нашим передовым разработчикам нужно помнить об этом. Если технология неотчуждаема от разработчика, то это не технология, а его личный опыт, невоспроизводимый в других условиях. И еще один важный момент: цифровая трансформация университета – это процесс, в котором должны участвовать не только IT-специалисты и преподаватели компьютерных дисциплин, но каждый преподаватель на своём рабочем месте. Надеюсь, что материалы первого и второго Острова помогут вам в этом в рамках ваших образовательных направлений и отдельных дисциплин в наступившем учебном году.

В завершении темы хочу сказать следующее: перед нами стоят настолько масштабные задачи, что решать их мы можем только в логике экосистемы, кооперируясь и объединяя ресурсы всех томских научных организаций и университетов. И совместная командная работа на Острове подтвердила, что это самый правильный путь.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский. 


17.jpgПроректор по цифровой трансформации ТГУ Олег Змеев об Острове 10-22:

— Мои впечатления об этом образовательном интенсиве неоднозначны. С одной стороны, там не было ничего такого, чего бы мы принципиально не знали или о чем не слышали до Острова. Да и с организацией поначалу было не всё гладко. Например, я ожидал много большего от информационной системы Острова. С другой, здесь мы еще раз проверили в «боевой», то есть высоко конкурентной ситуации свои силы (способности, возможности, имеющиеся компетенции) и окончательно в них поверили. Это очень важно для того, чтобы идти дальше. Мне кажется, нам стоило быть смелее и не только участвовать в качестве приглашенных экспертов и преподавателей, а формировать свои собственные лаборатории и, может быть, даже факультеты. Думаю, что наша экспертиза была бы востребована.

При всём этом для нас были, конечно, и реально важные и полезные вещи. Скажем, «ректорский трек», подготовленный научным руководителем Московской школы управления Сколково Андреем Волковым и его коллегами. В рамках этого трека было очень интересно наблюдать за ректорами других ста вузов, чтобы почувствовать и понимать, насколько мы далеко ушли. Мы – это вузы Проекта 5-100. Те вещи, которые мы обсуждаем между собой уже несколько лет, для многих это пока «космос». Абсолютно очевидно, что та высшая вузовская лига, о которой говорит Андрей Волков, реально состоялась. В том числе и на уровне понимания и решения проблем цифровизации образования и экономики.

С содержательной точки зрения мне понравилась и работа в группе «Управление», а также те результаты, к которым мы пришли. Некоторые наши предложения нашли отклик у министра Михаила Котюкова, который начал о них говорить буквально там же, на Острове. В частности, ему понравилось наше предложение о пересмотре системы контрактов в университетах. Сегодня существует явное противоречие: те люди (ректорский корпус и профессорский состав), которые разрабатывают стратегии развития вуза и отвечают за их реализацию, работают на срочных контрактах. А те, кто должен обеспечивать условия для осуществления этих стратегий (юристы, финансисты, кадровики), работают на бессрочных контрактах. Последние являются самыми социально защищенными и изо всех сил стараются сохранить статус-кво. Как «бессрочники», они ищут аргументы как запретить, а не как сделать. Поэтому они становятся противовесом любому процессу трансформации, и все реформы разбиваются об их «административный разум». Наша группа пришла к выводу, что у всех университетских сотрудников должны быть срочные контракты. Но и сама по себе система срочных контрактов, на наш взгляд, должна подвергнуться разумной корректировке. Зачем выбирать профессора каждые 5 лет, если он показывает высокую эффективность? Не проще ли, опираясь на ежегодный анализ показателей его эффективности, продлевать с ним контракт автоматически, не заставляя проходить процедуру официального переизбрания на должность?

Далеко не совершенны и механизмы заключения контрактов с ректорами, что еще более принципиально. Ведь всем уже понятно, что создание настоящего университета мирового уровня – это игра вдолгую. «Лёвены» строятся не менее чем 15-20 лет. Наша же система избрания ректора ограничена пятью-шестью годами, после чего начинается полугодовая процедура «всё заново». Отсюда такой краткосрочный контракт с ректором противоречит долгой стратегии развития университета. С нашей точки зрения, если у ректора есть долгосрочный план развития и университет показывает заявленную ректором динамику, то процедура его переизбрания не должна быть обычной, при которой университет останавливается фактически на полгода. Министр проявил интерес и к идее контракта между университетом и студентом. Сейчас, фактически, стороны не несут друг перед другом никаких особых обязательств. Появление контракта со студентом может привести к позитивным решениям, касающимся системы образовательных кредитов.

Мне понравился и формат клубов мышления (КМ), хотя я считаю, что это не совсем островной формат. КМ – это методологический разбор того, как разные школы мышления смотрят на одни и те же процессы и проблемы. Было очень интересно, например, глубже разобраться в методологии Георгия Щедровицкого. Модератор нашего КМ Николай Верховский помог дошлифовать многие рабочие мыслительные схемы, чтобы стало понятнее, как их лучше применять. Такой организационно-деятельностный инструментарий для меня как руководителя проектной работы очень полезен. Достаточно хорошо удалось поработать над проектом томского НОЦа и даже нащупать и укрепить коммуникативные контакты с коллегами из ТПУ, ТУСУРа и ТГАСУ. Мы редко работаем в таких межуниверситетских группах, поэтому это было интересно и полезно.

Все мероприятия, подобные Острову, – это большая концентрация разного рода усилий организаторов и участников: интеллектуальных, временных, физических, эмоциональных и т.п. Люди погружаются в среду, в которой они живут на максимуме, и из этого максимума и рождаются серьезные результаты, которых трудно достичь в обычной деловой или образовательной среде. «Выжить на Острове» – очень подходящая для этого метафора. Эффект «выжившего» реально сложился. Теперь нужно оправдывать его в дальнейшей работе. А иначе, для чего мы там «выживали»?

18.jpg


11.11.2019
Тема компетенций, или «скилов», сегодня является одной из самых обсуждаемых. Диалог на эту тему состоялся между ректором ТГУ Эдуардом Галажинским и президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) Татьяной Ковалёвой