«Остров» как притяжение цифрового будущего. Часть 1
02.09.2019

Уже второй год подряд в июле в нашей стране проводится масштабное мероприятие абсолютно нового для всех формата – образовательный интенсив Остров. Его сквозная цель – изменить мышление людей, приближая их к пониманию процессов начавшейся новой технологической революции и формируя у них необходимые компетенции для ответов на её вызовы. Главными идеологами и организаторами этого уникального проекта являются Университет НТИ «20.35» и Агентство стратегических инициатив (АСИ). 

Первый такой интенсив состоялся на острове Русский, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Его участниками были технологические лидеры России – руководители и сотрудники передовых компаний и стартапов; а также инвесторы, изобретатели, ученые, аналитики данных, инженеры, талантливые студенты и школьники. Всего на Остров были приглашены более тысячи человек из разных регионов страны, прошедших два этапа специальных заочных испытаний. Здесь впервые для России был проведен эксперимент по отработке новых подходов и практик интенсивного обучения с применением технологий искусственного интеллекта.

2_новый размер.jpg

В этот году интенсив проходил в Москве, в Сколковском институте науки и технологий с 10 по 22 июля. Этими датами, кстати, и объясняется полное название мероприятия – Остров 10-22. Кроме Университета НТИ и АСИ, его соорганизаторами выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Сколковский институт науки и технологий, Российская венчурная компания (РВК) и координаторы глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch. На этот раз на «берег» Острова вышли уже полторы тысячи человек, представлявшие, в основном, вузы России. Хотя, конечно, здесь присутствовали также эксперты из различных государственных структур и высокотехнологичного бизнеса. Среди участников были и 120 талантливых школьников.

3_новый размер.jpg

Наша команда ТГУ участвовала и в первом, и во втором интесиве, и мы можем сравнивать свои впечатления от двух разных подходов к принципам подбора «островитян». Сразу скажу, что у каждого из них есть свои преимущества. В первом случае вы попадаете в межотраслевую атмосферу, которая дает возможность посмотреть на те или иные проблемы наступившей цифровой эпохи с позиций различных производственных и управленческих сфер, различных профессиональных сообществ. Соответственно, начинаешь лучше понимать, например, своих партнеров по разработке новых цифровых технологий и их конвертации в производство; работодателей как заказчиков на подготовку специалистов с определенными компетенциями и т.п. Но при этом меньше возможностей обсуждать именно образовательные проблемы, связанные с цифровизацией, поскольку вузовское сообщество, непосредственно заинтересованное в таких обсуждениях, представлено здесь в меньшей степени. Во втором случае, когда находишься уже в сугубо профессиональной атмосфере, такая возможность появляется, но теряется тот самый широкий межотраслевой взгляд на задачи цифровизации. Важна и степень готовности различных университетов к их обсуждению и решению. Иначе можно оказаться в ситуации, когда надеешься приобрести какие-то принципиально новые знания и компетенции, а вместо этого получаешь информацию, с которой ты уже давно работаешь. При этом другие воспринимают её как абсолютно новую для себя.

4.jpg

От всего перечисленного во многом зависит степень удовлетворенности каждой из вузовских команд, участвовавших в Острове. В идеале нужно участвовать в интенсиве и среди «чужих», и среди «своих», что мы и делаем. Тем не менее, поприсутствовав на мероприятии во второй раз, мы абсолютно очевидно поняли, что на сегодняшний день действительно находимся в группе отечественных вузов-лидеров по готовности не только понимать то, что мы называем «процессами цифровизации экономики и общественной жизни», но и предлагать уже какие-то свои решения в этом направлении. Думаю, что совсем не случайно эти же вузы являются участниками и лидерами Программы 5-100. Мы уже больше 5 лет живем в дискурсе, который большинство отечественных вузов только начинают осваивать.

На Острове 10-22 решались три основных задачи. Первая – организация старта взаимодействия большинства российских крупных вузов с экосистемой НТИ – масштабной государственной программой по созданию условий для вывода отечественных прорывных технологий и проектов на международные рынки. Вторая – выявление возможностей вузов в их влиянии на социально-экономическое развитие своих регионов в контексте всеобщей цифровизации. И третья – создание и развитие команд региональных университетов, способных реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития нашей страны в эпоху цифровизации. Невозможно обучить коллективы сразу всех вузов страны, но сформировать управленческие команды для большинства из них, которые бы затем могли руководить проектами по цифровизации своих университетов, – вполне реальная задача. По крайней мере, с точки зрения основателей интенсива и Минобрнауки РФ.

5_новый размер.jpg

Судя по отзывам многих участников последнего Острова, представлявших региональные вузы, у них действительно произошла соответствующая цифровая «перезагрузка» и появилась уверенность в том, что они теперь смогут «открыть глаза» на цифровое настоящее и будущее и своим вузовским коллегам. У нас же появилась уверенность в том, что мы уже несколько лет идем в правильном направлении, делая всё возможное для того, чтобы разрабатывать собственные передовые образовательные технологии, нацеленные на подготовку специалистов для цифровой экономики и наступающей Четвертой промышленной революции.

Что же интересного и неординарного происходило на Острове, длившемся почти две недели? Безусловно, таковым являлась ситуация постоянного выбора, в которой находился каждый участник этого масштабного мероприятия. Выбора не только различных стратегий, но даже картин мира, в которых он мог пребывать на Острове; а также образовательных направлений, мастер-классов, кейсов, визионерских лекций, партнеров по состязаниям. Наконец, выбора роли для самого участника всех этих треков и видов деятельности. Ситуация постоянного выбора – это ситуация, которая, по мнению идеологов и организаторов интенсива, должна иметь место в университете будущего (т.е. к 2035 г.). Создание такой ситуации должно стать частью политики каждого университета. И эта гипотеза отрабатывалась на Острове.

6.jpg

Несмотря на помощь искусственного интеллекта, учитывавшего результаты предварительных тестирований каждого потенциального «островитянина», осуществлять этот постоянный выбор было действительно непросто, т.к. на Острове одновременно работали 8 факультетов: сквозных технологий; рынков ТНИ; управления, основанного на данных; образовательных технологий; экосистем и урбанистики; технологического предпринимательства и трансфера технологий; практик будущего. Был и гуманитарный факультет, что особенно важно, поскольку цифровая эпоха – это эпоха не только необычайных возможностей для человека и общества, но и огромных рисков. И прежде всего, гуманитарного характера. Внутри каждого из факультетов, возглавляемых, как и положено, деканами, было ещё по нескольку десятков различных подструктур – лабораторий, мастерских, клубов мышления. Познакомиться со структурами «островных» факультетов и их целями можно здесь: https://ostrov.2035.university/#island-tracks

7_новый размер.jpg

Все образовательные, учебно-методические и проектные процессы Острова обеспечивали 576 преподавателей. В итоге состоялось около 370 мастер-классов и почти полсотни визионерских лекций, с которыми перед участниками интенсива выступили известные в нашей стране специалисты, представители Минобрнауки, ректоры ведущих вузов, руководители государственных и частных высокотехнологичных корпораций, а также зарубежные «цифровые» эксперты. Было множество и других форматов работы, и прежде всего, командной проектной деятельности и разного рода интеллектуальных соревнований («марафонов мышления»). Всё это происходило в пространствах Сколтеха, которые каждый раз преобразовывались под конкретные задачи того или иного формата работы и коммуникаций.

8_новый размер.jpeg

Отследить «пульс Острова» буквально по дням вы можете на специальных страницах сайта Университета НТИ. Здесь вы увидите не только краткое описание проходивших мероприятий, отзывы их участников, критерии оценок проектов и компетенций «островитян», различные рейтинги и т.п., но и полезные рекомендации и алгоритмы для свой работы. Есть у Острова и свои страницы в социальных сетях, где очень много полезных ссылок. Конечно, организация всех этих процессов, а также проживания и питания «островитян», присмотра за их физическим самочувствием и прочего, потребовала огромных усилий от устроителей и координаторов интенсива. Не всё шло гладко, и особенно в первые дни. Например, довольно сложно простраивались поначалу коммуникации между представителями ста вузов. И не все поэтому дошли до конца. Но «выживших», безусловно, большинство. Но никто и не обещал легкой жизни на Острове: не зря же формат мероприятия обозначен как «интенсив»! Личные достижения каждого из участников во многом зависели от его мотивации и умения расставлять приоритеты. Главная цель достигнута: «островитяне», вернувшись домой, не могут теперь мыслить по-старому, о чем они и пишут сейчас в социальных сетях.

О том, чем занималась сборная команда томских вузов на интенсиве и чем лично мне запомнится Остров 10-22, я расскажу в следующей части блога. 

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Продолжение следует.


11.11.2019
Тема компетенций, или «скилов», сегодня является одной из самых обсуждаемых. Диалог на эту тему состоялся между ректором ТГУ Эдуардом Галажинским и президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) Татьяной Ковалёвой